SeverTrucks – вездеходы с характером.

История создания амфибийной техники. Часть 2

Продолжаем увлекательный рассказ о создании и развитии амфибийной техники. В первой части эксперты КАЗ “Север” рассказали о начальных шагах в разработке этих уникальных машин. В новом материале мы углубимся в этапы эволюции, ключевые достижения и значение амфибий в современном мире.

Про боевую утку (а именно так в шутку называли американские солдаты GMC DUKW-353) ходили легенды по обе стороны фронта. И не мудрено, ведь в этой машине впервые был применён целый ряд конструкторских решений – использованы десятислойные шины низкого давления, централизованное управление давлением воздуха в шинах из кабины, односкатные колеса, идущие след в след, это был первый серийный грузовик-амфибия. Для его разработки свои усилия объединили автомобильный гигант GMC и судостроительная фирма Sparkman & Stephens. Двигатель объёмом 5.55 литра и мощностью в 90 л/с легко разгонял почти семитонный грузовик до 80 км/ч по суше и до 10 км/ч по воде. “Утки” получились на редкость живучими – одна из них по сей день катает экскурсии по Бостону.
Именно DUKW-353 и Ford GPA дали пищу для умов советских инженеров, и после войны в союзе появляются их “младшие братья”: ЗИЛ-485 (Большой Автомобиль Водоплавающий ) и ГАЗ-46 (Малый Автомобиль Водоплавающий).

Как очевидный факт приходится признать – многое из того, что облегчает жизнь туристам, рыбакам, охотникам, исследователям и путешественникам очень часто перекочевывает в мирное применение из военных разработок – от надёжной и комфортной одежды и обуви, до средств передвижения. Но шли годы и перед людьми и корпорациями вставали новые задачи: освоение труднодоступных территорий, поиск полезных ископаемых, обеспечение сообщения на несудоходных реках. К примеру, сочленённые (двухзвенные) вездеходы Volvo BV202 и BV204 “Лось” были изначально разработаны для нужд шведской армии. Но часть этих машин производилась и для нужд промышленности. Сочленённый вездеход стал своего рода прорывом в области амфибийной техники – его конструкция позволяла форсировать не только водные препятствия, но и спуски/подъёмы с уклоном более 30°. Машина получилась весьма удачной, о чём говорит тот факт, что сначала “Лось” получил широкое распространение в скандинавских государствах, а позже начал экспортироваться в Китай, США и Канаду.

Вездеход состоит из двух секций и при передвижении задействует все четыре гусеничных трака. Его вместимость составляет до 17 человек, хотя его грузовая часть может использоваться для различных нужд – от установки съемного грузового кузова до минометной площадки, позволяющей работать “с колёс”.
Примечательно также то, что “Лось”, будучи гусеничным вездеходом управляется при помощи обыкновенного рулевого колеса. Выпускался, “Лось”, точнее его локализованная версия ГАЗ-3351 “Лось” и в России в 2012-2019 годах на Заволжском заводе гусеничных тягачей.

В конце семидесятых годов идея двухзвенных вездеходов была подхвачена и советскими конструкторами, и в 1982 году начинается выпуск вездеходов Д-10 и Д-30 “Витязь”, предназначенных для транспортировки людей и грузов в непростых климатических условиях Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, Арктики и Антарктики. Д-10 мог спокойно транспортировать груз до 10 тонн по пересеченной местности со скоростью до 35 километров в час по суше и до 15 км/ч по воде, что для своего времени было отличным показателем. Двигатель “Витязей” оснащался комбинированной системой подогрева с принудительной термосифонной циркуляцией жидкости и масла, что позволяло производить запуск двигателя при температуре окружающей среды до −50°С.

Семидесятые и восьмидесятые годы двадцатого века в целом стали для амфибийной техники эпохой прорыва – гусеничная, колёсная и роторная техника создавалась под самые разные задачи: транспортировка пассажиров и грузов, передвижные лаборатории и фельдшерско-акушерские пункты, машины скорой медицинской помощи в условиях пересечённой местности… Так, например плавающий грузо-пассажирский транспортёр поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-49061 “Синяя птица” был разработан специально для поиска и эвакуации космонавтов спускаемых аппаратов. А была ведь ещё и амфибийная версия “Нивы”- ВАЗ 2122 “Река”, и легендарный “ЛуАЗ”.

В девяностые годы советская и уже российская промышленность приходит в упадок, и новые модели амфибийной техники появляются только в середине “нулевых” годов. Яркий пример – ГАЗ 3409 “Бобр” выпущенный всё тем же Заволжским заводом в 2006 году. Примечательна машина, в-первую очередь тем, что имеет специальные асфальтоходные гусеницы со съемными резиновыми башмаками, защищающими дорожное покрытие от разрушения. Следующий примечательный российский вездеход появляется через шесть лет – в 2012 году Заволжский завод начинает серийный выпуск ГАЗ 3344-20 “Алеут”, гусеничного вездехода на рулевом управлении. Выглядит он так, будто знакомую всем нам “буханку” (УАЗ СГР) поставили на гусеничный ход. В целом, так оно и есть, только это не гаражный тюнинг, а серьёзное заводское производство.

А в гаражах в эти же годы зарождается совсем другая, современная и новаторская вседорожно-амфибийная техника. В 2014 году небольшая группа единомышленников в двухсотметровом гаражном боксе начинает разработку аэролодок, которые через десять лет будут покорять сибирские реки и расходиться сотнями штук в год. А ещё через пару лет появятся первые снегоболотоходы на шинах низкого давления “Север”.

Про “Север” хочется сказать пару слов отдельно, и вот почему – вся амфибийная техника, о которой я рассказывал, это про проходимость, про плавучесть и живучесть, но не про комфорт. Можно научиться спать на низких креслах “буханки”, можно привыкнуть к неподъемной тяжести огромного рулевого колеса на “ЗИЛе” или “Урале”, да что там, можно даже приспособиться к жесткой скамейке в кузове прыгающего по горной дороге “шестьдесят шестого”, я пробовал. Это если очень нужно. А отправляясь в путешествие, хочется не просто свободы передвижения, а чтобы это передвижение было комфортным.

Первый раз попав внутрь снегоболотохода “Егерь” я был поражён не высоко и удобно посаженной кабиной, не огромными колёсами низкого давления, не грамотно и эргономично спроектированным тоннелем с кнопками и рычагами управления, меня поразил руль. Обычный руль от легковушки. И та лёгкость, с которой он управляет огромными колёсами. Просто и комфортно. Тяговитый и неприхотливый двигатель Toyota 1ZZ-FSE в сочетании с тойотовской же раздаткой TLC-80, той самой что ставилась на легендарный “восьмидесятый” “Land Cruiser” вселяют чувства спокойствия и надёжности, а мосты собственной разработки “Север Дакар”, высокий клиренс и широкая колёсная база придают “Егерю” уверенности на любой дороге и в её отсутствии. “Ест” при этом Егерь не на много больше обычного внедорожника: 15-25 литров на 100 км, то есть двух столитровых баков вполне хватает на 1000 км по пересечённой местности. Добавьте к этому компрессор подкачки колёс, рундуки в полу и под сиденьем, галогеновые фары, поперечины для спального места, окраску в “Раптор” и ещё массу приятных фишек и вы получите идеальную машину для путешествий.
История становления амфибийной техники, начавшись с сугубо военных разработок, сегодня пишется теми, кто создаёт красивые, быстрые, живучие и комфортные машины. И “Север” в их числе один из первых. То, что двадцать лет назад казалось фантастикой, сейчас – объективная реальность. И делают эти машины будущего не где- нибудь в Детройте, а на заводе в сердце Сибири, Красноярске. Но это тема очень обширная, достойная отдельной публикации.