SeverTrucks – вездеходы с характером.

Как справляются вездеходы с бездорожьем Севера

Вездеход — машина для бездорожья, что прямо следует из ее названия. Однако бездорожье бездорожью рознь. В России, огромная территория которой протянулась почти на 10 000 км с запада на восток и на 4 000 с севера на юг, и при этом на четверть расположена за Полярным кругом, ключевое значение имеет способность вездехода справляться с бездорожьем Севера: перемещаться по зимникам и тундре, преодолевать арктические льды и сибирскую тайгу. Причем значение имеет не только проходимость, но и способность машины преодолевать значительные расстояния в автономном режиме, ведь на Севере и в Сибири соседние населенные пункты могут отстоять друг от друга на сотни километров, а порой — на тысячу и даже больше. Такой путь не проедешь за день, особенно в непогоду, а значит, вездеход для северного бездорожья должен уметь становиться домом для своих пассажиров, чтобы посреди дикой природы защитить их от опасностей и не дать замерзнуть. Как с бездорожьем Севера справляются снегоболотоходы Красноярского амфибийного завода — читайте в этой статье.

Вездеходы для северного бездорожья

Снегоболотоходы «Север» изначально создавались с расчетом на суровые условия эксплуатации и дальние расстояния. Это неудивительно, ведь их родина — Красноярск. Благодаря конструктивным преимуществам ходовой части (о которых мы расскажем ниже на конкретных примерах) и мощным дизельным двигателям от ведущих автопроизводителей (Cummins, Hyundai) они практически не знают преград, надежны и неприхотливы в эксплуатации и обслуживании; это еще одна важная для Севера особенность.
Экономичность двигателей, большой объем топливных баков и возможность установки дополнительных позволяет красноярским вездеходам без дозаправки преодолевать расстояния до тысячи километров. На Севере такой путь может занять неделю: например если ехать по Чукотке в пургу, как это нередко случается при зимней доставке грузов первой необходимости и медикаментов в отдаленные поселения, когда ни автомобильный транспорт, ни малая авиация работать не могут. Все это время водителю и экспедитору приходится жить в машине, периодически останавливаясь на ночлег. Поэтому снегоболотоходы «Север» имеют не просто утепленный кузов, боковые сиденья в котором с помощью комплектных поперечин превращаются в мягкое спальное место на нескольких человек, но также оборудуются при необходимости независимым жидкостным отопителем салона, дополнительным аккумулятором, стояночным освещением, электрическими розетками в кабине и кузове и другим оборудованием, преобразующим вездеход в полноценный дом на колесах.

Важные для северного бездорожья параметры — грузоподъемность и пассажировместимость вездехода. При таких огромных расстояниях, сложных маршрутах и длительных переездах возможность взять на борт лишний груз или дополнительных пассажиров часто бывает критичной. В линейке снегоболотоходов «Север» даже младшая модель — «Егерь» — способна перевозить до тонны груза или до восьми пассажиров. Рекорд по грузоподъемности без прицепа принадлежит грузовику «Пикап-Макс», который перевозит до 4 т груза, а с полуприцепом («шаландой») — седельному тягачу «Профи-Макс-Тягач» (до 10 т). Больше всего пассажиров — до 14 человек — вмещает салон «Профи-Макс» и его полярной модификации «Профи-Макс-Арктика» (подробности о ней будут ниже). Грузоподъемность этих вездеходов — до 2 т.

А еще все снегоболотоходы Красноярского амфибийного завода сконструированы таким образом, что могут без специального разрешения использоваться на дорогах общего пользования: они выпускаются в транспортных габаритах, оборудованы всеми необходимыми сигнальными огнями и способны развивать достаточную скорость, чтобы не создавать помех движению транспортного потока — до 70–80 км/ч. Это тоже важно при эксплуатации в северных регионах, где сложные маршруты зачастую включают как участки непроходимого бездорожья, так и автомобильные переправы, отрезки зимников, шоссейных или грунтовых дорог.

Итак, технические характеристики вездеходов «Север» — действительно выдающиеся. Сегодня таким сочетанием эксплуатационных параметров, пожалуй, не может похвастаться ни один другой вездеход. Однако на практике потенциальному владельцу снегоболотохода или эксплуатирующей его организации важно понимать, что на самом деле стоит за цифрами, указанными в каталогах, на сайте и в руководстве по эксплуатации. Не менее важно это и самой компании «Север», конструкторы которой постоянно совершенствуют машины, выпускаемые Красноярским амфибийным заводом, а также разрабатывают новую технику, в т. ч. для еще более сложных условий эксплуатации.

Чтобы установить, на что способны вездеходы, и показать их заказчикам в действии, пилоты-испытатели КАЗ «Север» организуют испытательные экспедиции, а для крупных заказчиков (например, предприятий нефтегазовой промышленности) завод проводит опытно-промышленные испытания непосредственно в районах эксплуатации, в т. ч. на месторождениях. Ведь практика — лучший критерий истины.

Как испытывают снегоболотоходы «Север»: рывок сквозь сибирскую тайгу

Самые жесткие испытания проходят вдали от полигонов, ведь никакая испытательная площадка не может воспроизвести реальные условия русского Севера. Один из таких экстремальных маршрутов испытатели проложили через самое сердце сибирской тайги в тысяче километров от Красноярска. К месту старта снегоболотоходы доставили на автомобильных платформах, а затем, после тщательной проверки всех систем, пополнения запасов топлива, обсуждения деталей и сверки маршрутов, экипажи на двух вездеходах — «Егерь» и «Профи» — отправились в путь.

Он проходил по многокилометровой просеке, подготовленной для будущего зимника. Так называют дорогу, эксплуатация которой возможна только при отрицательных (ниже определенного значения) температурах, и то не всегда: нужно, чтобы вода полностью замерзла, лед набрал прочность, а поверх ледяного покрова сформировалось ровное дорожное полотно из плотно спрессованного снега. Его укатывают особым образом, используя тяжелую технику: толщина и плотность снега в итоге должны получиться такими, чтобы сезонная дорога не проседала и не проминалась под весом сотен тяжелых грузовиков. Поэтому зимники тщательно готовят, а используют только в определенное время года: обычно с ноября по апрель. В процессе эксплуатации их состояние постоянно контролируют.

Однако вернемся к испытаниям. Просека в тайге, по которой предстояло проехать экипажам КАЗ «Север», на момент проведения испытаний зимником еще не стала. Когда-нибудь вы наверняка видели размытую дождями и заросшую травой сельскую грунтовку с колеями такой глубины, что в них можно было утонуть. Угодившие в такую колею совхозные Т-40 нередко заваливались на бок, а гусеничный Т-130 легко мог безвозвратно завязнуть. Представьте это себе, а затем мысленно увеличьте масштаб бедствия в несколько крат.

Заполненные жидкой грязью заболоченные колеи, идущие сквозь сибирскую тайгу, в некоторых местах достигали такой глубины, что в них полностью погружалось колесо снегоболотохода диаметром 1600 мм. Кстати, это больше диаметра задних колес уже упомянутого трактора Т-40 (а по ширине протектора шины вездеходов «Север» превосходят колеса «тэшек» почти вдвое). Зима уже наступила, и колеи затянуло льдом, но замерз он «всего» на 10–15 см в глубину, поэтому под весом снегоболотоходов проламывался, вставая колом и еще больше затрудняя движение.

Иногда случалось так, что одно колесо полностью утопало в вязкой ледяной грязи, в то время как второе наезжало на кочку выше уровня условной «дороги». Казалось, что вездеход вот-вот завалится на бок и утонет в грязи. Однако, благодаря низкому центру тяжести и облегченному алюминиевому кузову, машины ни разу не опрокинулись и смогли преодолеть все препятствия. В самых сложных ситуациях они вытягивали сами себя с помощью передней лебедки и привязанного к дереву троса, но не более того.
Помимо заниженного центра тяжести, своей устойчивостью снегоболотоходы «Север» во многом обязаны конструктивным особенностям пружинно-амортизационной подвески. Причем спереди на каждое колесо приходится по два амортизатора: это повышает уровень комфорта экипажа и пассажиров при движении по сильно пересеченной местности. Благодаря особенностям разработанной конструкторами КАЗ «Север» подвески вездеходы не опрокидываются даже при критических углах крена, что и подтвердили в очередной раз результаты испытаний.

Что касается способности самостоятельно выбраться из любой грязи или болота, то это во многом заслуга трансмиссии. На «Профи» установлены два моста от ГАЗ 66 с раздаточными коробками Land Cruiser 80 и Foton, а на «Егере» — мосты собственной оригинальной конструкции «Север Дакар» в комбинации с раздатками Land Cruiser 80 и Hyundai. Кроме того, на всех машинах КАЗ «Север» использованы самоблокирующиеся дифференциалы.

И, конечно же, нельзя обойти вниманием конструкцию колес. КАЗ «Север» применяет бескамерные шины низкого давления собственной разработки. В отличие от шин вездеходов большинства других марок, они производятся из двухслойной карьерной резины, которая служит намного дольше, чем сельскохозяйственная, и не боится проколов. Особый рисунок протектора с увеличенным числом грунтозацепов небольшой высоты (15 мм), в том числе выступающих с боков, обеспечивает превосходное сцепление на любых грунтах и помогает вездеходам выбираться даже из самой жуткой грязи. Важная деталь — возможность регулировать давление в шинах прямо из кабины на старших моделях. Благодаря ей снегоболотоходы уверенно чувствуют себя как на твердых, так и на зыбких грунтах, включая грязь и болота. Эта особенность пригодилась вездеходу «Профи» и в ходе испытаний в сибирской тайге.

В итоге за день экипажам удалось пройти 33 км экстремального маршрута через болото, грязь, снег и лед. На ночлег остановились прямо посреди тайги, благо это позволяли теплые и комфортабельные пассажирские салоны вездеходов «Север», оборудованные автономным электропитанием и жидкостным обогревом. Еще спустя день маршрут был успешно завершен.

Вездеход для русской Арктики: испытания на Чукотке

Программа испытаний снегоболотохода «Профи-Макс-Арктика» была поистине уникальной. Этот вездеход разработан специально для экстремальных климатических условий Заполярья. Соответственно и испытывать его нужно там же.
Удачным вариантом стало предложение принять участие в экспедиции, организованной МЧС России по территории Чукотки в рамках межведомственных учений «Безопасная Арктика — 2025». Тем более, что их основная цель — апробация техники, технических средств, оборудования, экипировки и снаряжения в условиях арктических температур и бездорожья — как нельзя лучше соответствовала задаче проведения испытаний полярного вездехода.

Кольцевой маршрут протяженностью 2 561 км был проложен через 18 городов и населенных пунктов полярного полуострова, главным образом по зимникам. Начальной и конечной точкой экспедиции выбрали Певек, временем проведения — вторую половину января 2025 года. За 15 дней участникам экспедиции предстояло пройти весь путь в условиях арктической зимы и полярной ночи, совершая остановки в местах проведения собственно учений, в т. ч.:

– поисково-спасательных работ с применением беспилотников, отработки оказания первой помощи и эвакуации пострадавших с травмами, полученными при встрече с дикими животными и в результате обморожения;
– тушения пожара на нефтехранилище месторождения «Купол»;
– преодоления крутого участка склона на технике с применением снежных якорей;
– спасения на акватории с применением вездеходной техники, подъема провалившегося под лед автомобиля;
– организации поиска потерявшейся группы по легенде и координатам, а также поиска в лавине;
– работы с телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом, разведки и проведения строповки автомобиля, обследования подводного трубопровода.

Снегоболотоход «Профи-Макс-Арктика», спроектированный в том числе для решения подобных задач, имеет ряд общих характеристик с базовой моделью «Профи-Макс», на основе которой он был создан (грузоподъемность до 2 т, пассажировместимость до 14 человек, 6 спальных мест), но также и ряд отличий, характерных именно для полярной модели:

– утепление толщиной 40 мм по всему периметру кузова для дополнительной защиты от холода (25 мм у базовой модели) и утепленный пол толщиной 14 мм (6 мм у базовой модели);
– два увеличенных топливных бака объемом по 150 л каждый (120 л у базовой модели) плюс два дополнительных бака по 110 л (2×90 л у базовой модели). Это позволяет увеличить запас хода до более чем 1 000 км пути без дозаправки;
– повышенные грузоподъемность и жесткость кузова и сниженный центр тяжести вездехода (за счет утепления кузов больше);
– 2 силовых багажника по 180 мм с каждой стороны;
– пакеты рессор от «Пикап-Макс» для увеличения грузоподъемности;
– крепления для чалок на переднем и заднем мостах для буксировки вездехода и подъема на лед;
– алюминиевые двери с дополнительным утеплением и с открыванием по ходу движения (чтобы не задувал ветер).

В экспедицию арктический вездеход отправился с двумя машинами сопровождения: грузовым снегоболотоходом «Пикап-Макс» для перевозки различного оборудования, запчастей, расходников, масла и запаса горючего, а также пассажирским «Профи», что дало испытателям четыре дополнительных спальных места. Это было важно, учитывая температуру –60 °C за бортом и отсутствие на большей части пути населенных пунктов. А еще стоит отметить, что к месту старта в Певеке экипажи и вездеходы «Север» прибыли своим ходом, преодолев дополнительные 7 500 км пути прямо от заводских ворот.

Итог получился впечатляющим. Фактически снегоболотоходы Красноярского амфибийного завода оказались единственными в составе экспедиции машинами, преодолевшими весь экстремальный маршрут без поломок и нештатных ситуаций.

Испытания как норма жизни

Может сложиться впечатление, что описанные выше экстремальные испытания — это что-то особенное и проводятся они нечасто. Однако на практике испытания давно стали для Красноярского амфибийного завода нормой повседневной жизни. Ведь работая на Севере нужно непрерывно проверять на прочность все, что делаешь, а конструкторы КБ «Север» постоянно разрабатывают что-то новое и улучшают параметры серийных моделей.
Помимо стандартных ходовых испытаний, которые в обязательном порядке проходит каждый сошедший со стапелей завода серийный вездеход, пилоты-испытатели компании постоянно тестируют машины в сложных условиях, разрабатывая и реализуя программы различной сложности. Собранные по их результатам данные и предложения специалистов немедленно поступают в работу. Ежегодно испытатели вносят сотни предложений по улучшению конструкции снегоболотоходов, которые реализуются конструкторским бюро. Предложения поступают и от заказчиков.

Наладить непрерывный процесс улучшения и модернизации серийных моделей позволила используемая в компании технология управления жизненным циклом изделий — PLM. Это такой подход к проектированию машин и оборудования, когда каждой единице продукции (не модели, а именно каждому изделию) соответствует цифровой двойник — виртуальная модель, фиксирующая все конструктивные нюансы, вносимые модификации, а также все изменения, которые происходят с изделием уже в процессе эксплуатации владельцем либо в ходе испытаний, то есть на всех этапах жизненного цикла. На сегодняшний день это самый передовой метод конструирования в мировой практике, позволяющий в числе прочего непрерывно улучшать конструкцию, доводя ее до совершенства.

Помимо тестирования снегоболотоходов КАЗ «Север» в рамках собственных протоколов и программ, компания постоянно отправляет свои машины на сертификационные испытания на соответствие внутренним корпоративным стандартам крупных заказчиков: нефтегазодобывающих, горнорудных и логистических компаний, а также различных государственных служб и муниципальных структур, использующих технику «Север». Такие испытания тоже являются незаменимым источником данных и идей для дальнейшего совершенствования и расширения модельного ряда вездеходов для бездорожья Севера.

Небольшие корпоративные заказчики, предприниматели и частные клиенты также имеют возможность испытать снегоболотоходы «Север», прежде чем принять решение о покупке или принять машину на баланс. Для этого производителем предусмотрен тест-драйв, который может пройти не только на полигоне, но и в реальных условиях, приближенных к тем, в которых будет использоваться вездеход. На данный момент записаться на тест-драйв можно не только в Красноярске, но также в Иркутске и в Москве. В дальнейшем компания планирует расширять географию городов, где снегоболотоход для бездорожья Севера можно будет опробовать на практике.

Вездеход — это всегда непростой и очень ответственный выбор. Выбор вездехода для северного бездорожья — задача, ответственная вдвойне. Суровые условия эксплуатации, большие расстояния, опасности, поджидающие путешественников, охотников, геологоразведчиков, перевозчиков или спасателей в пути, требуют от машины поистине выдающихся качеств, проверенных в реальных условиях. Надежность вездеходов компании «Север» неоднократно получила подтверждение практикой, в том числе в ходе сложнейших испытаний, когда наши пилоты тестируют технику, буквально доверяя ей свою жизнь. Покупая снегоболотоходы «Север», вы можете быть уверены: эта техника вас точно не подведет!