SeverTrucks – вездеходы с характером.

Летняя и зимняя Арктика: требования к технике, подготовка и безопасность.

Внутренний туризм в России бьёт рекорды, и одним из самых популярных направлений становится Север: Карелия, Русский Север, Арктика. И заслуженно. Тундры Кольского полуострова, непроходимые леса Карелии, край Ломоносова — эти места до обидного мало изучены нашими туристами, которые ещё недавно предпочитали созерцать всю эту северную красоту в Финляндии и Норвегии.

Между тем русская часть Лапландии ничуть не уступает финской по живописности. А потрясающие закаты на излете полярного дня в Териберке и на Рыбачьем и вовсе невозможно передать словами — это нужно видеть. Почувствовать на лице дыхание океана, увидеть, как солнце уходит в солёную воду, а над горизонтом вырастают миражи — призрачные айсберги и ледовые поля, раскинувшиеся за тысячи километров, но кажущиеся такими близкими…

Однако отправляясь в самые удаленные уголки страны, всё чаще встречаешь неподготовленных туристов, оказавшихся в сложных ситуациях и не знающих, как выбраться обратно. В этом материале я расскажу, как правильно подготовить себя и транспорт к путешествию на Север.

Сразу оговорюсь: в этой статье будет несколько личных примеров из поездки в Арктику, не пытайтесь повторить это самостоятельно. Автор этих строк жив и здоров во многом благодаря случаю. 

Самая доступная точка в Арктике для жителя европейской части России – Мурманск и его окрестности. Ура-губа, Териберка, Лиинахамари, полуостров Рыбачий. Мне приходилось ходить в Арктику на разных транспортных средствах, в их числе Mitsubishi Deliсa, GreatWall Wingle, Citroen Xara Picasso, Renault Logan и даже ВАЗ 2104.

Опережая вопрос — да, все доехали. И обратно тоже. Ну, кроме «четвёрки» — её натяжитель цепи сдался где-то в районе Кондопоги. К счастью, совсем заглохла она уже возле уютного мотеля с неплохим рестораном, так что особо переживать не пришлось.

И важно на самом деле не как далеко вы едете, а насколько вы  готовы. Конечно, имея  в колонне хотя бы один снегоболотоход класса «Север Профи», можно небезосновательно утверждать, что готовы вы ко всему. Двигатель Каминс в паре с крузерской раздаткой, запас автономного хода на тысячу километров и без труда проходящие любые сугробы и болота  шины низкого давления довезут вас куда  угодно и привезут обратно. А вот не имея – нужно много и тщательно готовиться. Летом – система охлаждения ДВС, кондиционер (тоже пригодится, как показывает практика), зимой – отопление и хорошая резина. И вне зависимости от сезона, перед стартом: тест и осмотр подвески, двигателя, тормозной системы, системы очистки лобового стекла и  работы фар. Любая мелочь в тундре может стоить слишком дорого. Понимаю, что говорю очевидные вещи, но в некоторые ситуации сам бы не поверил, если бы не видел их лично.

Например, я видел парня, у которого стеклоомыватель, купленный по дешевке на обочине, замёрз не только в бачке, но и на лобовом стекле где-то на перевале в Хибинах. Или любителей самоблокирующихся дифференциалов, улетающих в кювет на ровном месте. Молодых людей в кедах и подвёрнутых джинсах, стоящих посреди териберских сугробов, потому что «в Москве была весна, а здесь ведь тот же часовой пояс…». Голосующих на обочине в глухой тайге людей, у которых просто-напросто кончился бензин…

Поэтому извини меня, читатель, но побуду немного занудой. Самый простой способ подготовиться к путешествию в Арктику – купить сразу подготовленное транспортное средство. Да, не дёшево но оно того точно стоит. Да и после поездки с вами останется надёжный друг, готовый к новым приключениям.  

Если всё же решили отправиться в путь на том, что есть, — проверяем машину тщательно! Осматриваем техчасть, запасаемся топливом, антифризом, тормозной жидкостью, стеклоомывателем — и вперёд!  Ещё один важный момент – в машине должно быть комфортно спать. Дорога в полторы тысячи километров от Питера и в две тысячи двести от Москвы с непредсказуемыми метеоусловиями совершенно точно вас вымотает, и совсем не факт, что получится добраться до намеченного места ночёвки согласно плану, а лишние полчаса сна могут придать сил, а то и спасти жизнь. 

Помню, как пытался подремать на заднем сиденье ВАЗ-2104. Ощущения после сна — будто меня били палкой. Идеальный вариант — если салон раскладывается «в пол», тогда можно спокойно остановиться на ночёвку в любом понравившемся месте. Запас топлива — необходимость, ведь за Мурманском АЗС встречаются редко, а качество горючего оставляет вопросы. В идеале — два бака хотя бы по 90 литров или полный багажник канистр. Неудобно, но без этого никуда. И еще один важный момент: на Севере не принято проезжать мимо тех, кто нуждается в помощи. Просто не принято, и всё. Местные говорят, что это дурная примета: сегодня оставил кого-то на обочине, а завтра сам можешь оказаться на его месте. Поэтому, если ваша машина сломалась, не стоит до последнего изображать стойкость — поднимите руку, вам помогут. Если, конечно, будет кому.

На самом деле при всей своей накатанности даже маршрут Мурманск-Териберка может быть безлюдным и опасным. Из-за близости Гольфстрима зима в Мурманске и окрестностях не такая экстремальная в плане температур как в восточных районах Заполярья, зато очень снежная. Настолько, что из-за заносов зимой  часто закрывают дорогу “Мурманск-Териберка” на несколько часов или даже дней. Так в самом начале  января 2022 мы из-за метели просидели в Териберке лишних три дня – ждали пока откроют дорогу. В такие дни жизнь села Териберка крутится  вокруг  одних  и тех  же  вопросов: “что там дорога? Не слышно? Пойдёт сегодня  колонна?” В условиях метели выход на трассу осуществляется только колонной, впереди которой идёт тяжёлая техника – шнек и трактор. Сто тридцать километров по тундре в таком составе занимают в лучшем случае два часа, и это если никто не заглох, не сломался, ни у кого не кончился бензин… 

Поэтому технику нужно готовить тщательно. А ещё лучше — сразу выбирать вездеход. Единственным экипажем, который выехал из Териберки днем 3 января и без приключений добрался до Мурманска, были ребята на СБХ с шинами низкого давления. Для них выпавшие полметра снега стали не преградой, а захватывающим приключением. Именно СБХ в такую зимнюю погоду остаются надёжной связью Териберки с «большой землёй», доставляя людей, медикаменты и топливо.

Один из таких надёжных вездеходов — «Север Профи Макс Арктика». Он создан специально для суровых условий и непредсказуемых трасс. Его усиленная конструкция с рамой из рельефного профиля выдерживает экстремальные нагрузки. Спереди установлены «клыки» от ЗИЛ-131, а сзади — мощный бампер с фаркопом. Такая компоновка позволяет не только уверенно преодолевать сложные участки, но и приходить на помощь другим — вытаскивать застрявшую технику или буксировать тяжёлый груз.

Летом с дорогами в Арктике немного лучше, но опять же – не всегда и не везде. И если в Териберку ведёт хорошая дорога с асфальтовым покрытием, проехать по которой летом можно на чём угодно, то на просторах тундры на полуострове Рыбачьем даже подготовленным внедорожникам приходится сложно.  Мочаги, небольшие речки, тут и там торчащие камни – всё это делает Рыбачий настоящей полосой нескончаемых препятствий для джиперов, и раем для владельцев СБХ. Да и за пределы Териберки даже на внедорожнике далеко не уйдёшь. 

Например, к Опасовским озёрам из села ведёт только зимняя снегоходная тропа. Летом машины бросают в месте, известном как «Конец Всех Дорог», а дальше — семь километров пешком по тундре. А там всё те же мочаги, речушки, медведи, комары…

За множество походов в Арктику  с разным уровнем подготовки – я усвоил одну важную вещь: чтобы бросать вызов местам, где почти не ступала нога человека, нужна техника, в которой уверен. Из этой уверенности рождаются смелые маршруты, а они, в свою очередь, превращаются в незабываемые приключения.

Свободно идти по тундре, не разбирая дороги и не особо её ища, — особое удовольствие, которое сегодня, благодаря развитию вездеходной техники, стало доступно практически каждому