Несмотря на внешнее сходство с автомобилем, управление вездеходом требует особого подхода и специального обучения (как его пройти — читайте здесь). Но даже после этого нужно еще многому учиться на практике, ведь каждый тип местности требует особых навыков!
Инструменты управления проходимостью вездехода
У вас есть два основных инструмента — трансмиссия и давление в шинах. Вездеходы «Север» оснащаются механической коробкой передач (МКПП), что позволяет самостоятельно переключать их, комбинируя различные передачи на основной и раздаточной (РК) коробках. Это дает возможность максимально использовать ресурс машины в сложных условиях, а также, при необходимости, осуществлять торможение двигателем. К тому же, МКПП проще в обслуживании и ремонте.
Давлением в шинах на большинстве снегоболотоходов «Север» можно управлять прямо из салона. Для этой цели служат система подкачки с цифровым манометром на приборной панели и вентиль сброса давления, расположенный сбоку на водительском сиденье. Важное преимущество — универсальные шины низкого давления SEVER TRUCKS собственной разработки Красноярского амфибийного завода. Они изготовлены из многослойной карьерной резины, а благодаря уникальному рисунку протектора и особой конфигурации грунтозацепов адаптированы для грунтов любого типа. Это позволяет избежать необходимости использовать разную резину для разных условий эксплуатации.
Общие рекомендации по использованию трансмиссии
Базовые правила, которые пригодятся при управлении снегоболотоходом в самых разных ситуациях:
- Переключайте передачи быстро и плавно, старайтесь делать это на ровных участках пути без поворотов, и не прикладывайте к рычагу чрезмерных усилий;
- Не применяйте низшие передачи без необходимости;
- На высших передачах двигайтесь с максимальной возможной в данных условиях скоростью, но не перегружайте мотор. Если чувствуете, что он «не тянет» — переходите на низшую передачу;
- Задний ход включайте только после полной остановки машины и используйте его лишь для маневра или короткого выезда;
- На сложных участках пути включайте пониженную передачу на раздаточной коробке и первую передачу на коробке передач — это обеспечит максимальную тягу и оптимальный контроль над машиной;
- Чтобы повысить сцепление с грунтом на сложных участках пути, таких как болото или глубокая грязь, используйте межосевую блокировку.
Как правильно подбирать давление в шинах
Давление в шинах — ключевой фактор успешного преодоления сложных препятствий. Фирменные шины SEVER TRUCKS позволяют регулировать его в диапазоне от 0,05 до 0,5 атм, не выходя из кабины снегоболотохода. Используйте систему подкачки, вентиль для сброса (открывается движением рычага вниз) и манометр на приборной панели, ориентируясь на следующие рекомендации:
Тип местности/грунта | Давление в шинах, кг/см2 |
Дорога с твердым покрытием | 0,6 |
Грунтовая дорога | 0,45 |
Скальный грунт, щебенка, жесткий подлесок | 0,6 |
Песок, пахота | 0,3–0,35 |
Заболоченная луговина | 0,1–0,15 |
Снежная целина | 0,1–0,25 |
Управление вездеходом на различных типах местности
Далеко не все случаи, с которыми можно столкнуться на практике, включены в стандартный курс обучения на тракториста-машиниста. Мы сделали для вас подборку сложных ситуаций и рекомендаций к каждой из них.
Болота и слабонесущие грунты — топкие, вязкие поверхности с низкой несущей способностью:
- Сбросьте давление в шинах до 0,1 атм, чтобы увеличить пятно контакта и снизить давление на грунт;
- Включите пониженную передачу раздаточной коробки и первую передачу на коробке передач, чтобы повысить передаваемый на оси крутящий момент и избежать пробуксовки;
- Включите блокировку межосевого дифференциала — это позволит улучшить сцепление всех колес с грунтом;
- Двигайтесь плавно, с умеренной скоростью, чтобы избежать заноса и не закопаться;
- Избегайте резких маневров, плавно жмите и отпускайте педаль газа: рывки могут привести к потере сцепления с грунтом.
Снег и лед — рыхлый или плотный снег, ледяные поверхности с низким сцеплением:
- Установите низкое (0,1–0,3 атм) давление для рыхлого снега, чтобы увеличить пятно контакта. На льду или плотном снегу давление можно увеличить до 0,5 атм — для лучшего контроля, дороги;
- Используйте 1–3 передачи на рыхлом снегу, чтобы обеспечить стабильную тягу. На льду переключайтесь на более высокую передачу (3–4) — это позволит избежать пробуксовки;
- Включите блокировку дифференциала, чтобы машина сохраняла устойчивость;
- На льду не разгоняйтесь больше, чем до 10–20 км/ч, т. к. это чревато потерей управление и заносами. На рыхлом снегу допустима скорость до 30–40 км/ч;
- Плавно ускоряйтесь и тормозите, на льду избегайте резких маневров.
Песок — сыпучий грунт с низкой плотностью:
- Сбросьте давление в шинах до 0,1–0,2 атм, чтобы увеличить площадь пятна контакта и не закопаться;
- Используйте средние (2–3) передачи, позволяющие поддерживать постоянную скорость и не закапываться;
- Двигайтесь плавно, без рывков, с постоянной скоростью 15–30 км/ч. Не останавливайтесь, чтобы не застрять;
- На особо рыхлом грунте включите блокировку дифференциала.
Каменистое плато, горная местность — скальник, твердый, неровный грунт с камнями:
- Поднимите давление в шинах до максимума, чтобы минимизировать риск проколов и улучшить амортизацию;
- Используйте низкие (1–2) передачи и включите пониженную передачу раздаточной коробки для достижения максимального крутящего момента в процессе преодолении препятствий;
- Блокировка дифференциалов обеспечит равномерное распределение тяги;
- Двигайтесь медленно (5–15 км/ч), чтобы минимизировать воздействие ударных нагрузок на подвеску и шины;
- Аккуратно выбирайте траекторию движения, следите за дорогой, старайтесь избегать острых камней. Маневрируйте плавно, чтобы сохранять устойчивость.
Преодоление канав и рвов — актуально при движении по сильно пересеченной местности:
- Включите пониженную передачу раздаточной коробки и межосевую блокировку;
- Выберите оптимальную передачу, которая позволит преодолеть препятствие без остановки — в противном случае есть риск застрять;
- Двигайтесь вперед, не сбрасывая скорости.
Форсирование водных преград — мелкие речки, ручьи, большие ямы с водой и пр.:
- Проверьте загрузку вездехода: преодоление водных преград накладывает определенные ограничения на максимальный вес машины;
- Увеличьте давление в шинах до максимума, чтобы повысить плавучесть;
- Включите пониженную передачу раздаточной коробки и выберите первую или вторую передачу на КПП;
- Включите межосевую блокировку, т. к. дно может оказаться неровным;
- Входите в воду постепенно, под углом, чтобы избежать резкого погружения. Двигайтесь медленно (3–6 км/ч), это поможет сохранять контроль поверхности. Поддерживайте постоянную скорость, чтобы шины не теряли сцепление с дном;
- Выбравшись на сушу, проверьте тормозную систему и сцепление.
Крутые подъемы:
- Перед подъемом заблаговременно включите пониженную передачу раздаточной коробки, а на КПП подберите оптимальную передачу в зависимости от уклона;
- Поддерживайте средние обороты двигателя, чтобы ему хватало мощности для подъема. Старайтесь избегать перегрузки или работы мотора «в разнос», если не тянет — переключите передачу на более низкую.
Контроль спуска:
- Выбирайте передачу, которая позволит тормозить двигателем;
- Не пускайте машину накатом — это может привести к потере контакта с поверхностью и вездеход пойдет юзом.
Техника «раскачки» для выхода из луж и ям:
- Сбросьте давление в шинах до 0,1 атм, как при движении через болото;
- Включите пониженную передачу раздаточной коробки, первую передачу на КПП и межосевую блокировку;
- Продвиньтесь вперед, насколько это возможно без пробуксовки, затем включите заднюю передачу и двигайтесь назад;
- Проделайте эту операцию несколько раз, используя инерцию для освобождения машины.
Снегоболотоходы на шинах низкого давления отличаются высокой проходимостью и способны преодолевать препятствия, которые не по плечу обычному автотранспорту, а зачастую и другим типам вездеходов, включая гусеничные. Именно поэтому они стали так популярны в России, известной своими огромными расстояниями и сложными природно-климатическими условиями на большей части территории страны.
Однако использование такой техники требует определенных навыков, поскольку каждому типу местности необходимы свой особый стиль вождения, правильная настройка давления в шинах и определенный режим работы трансмиссии. Ключевые факторы успеха — отработка практических навыков и бережное отношение к технике!