Человечество всегда стремилось к недосягаемому – полётам, дальним плаваниям, новым горизонтам. И всепроходимая (амфибийная, внедорожная) техника – стала продолжением этой извечной мечты. Верный друг, способный не только завести тебя туда, куда Макар телят не гонял, но и вывезти оттуда – мечта любого искателя приключений. А для местных жителей отдаленных уголков нашей необъятной Родины – это и вовсе жизненная необходимость. Но как человечество дошло до идеи, что железный (тяжёлый!) автомобиль может плавать? Сегодня эксперты КАЗ “Север” расскажут увлекательную историю создания и эволюции амфибийной техники.
Пионером в этой сфере считается Оливер Эванс, изобретатель первого автомобиля, запатентованного в США. Однако есть нюанс: его творение работало на паровом, а не бензиновом двигателе, и по сути представляло собой огромный самоходный плавучий экскаватор, предназначенный для углубления доков на реке Делавэр. Для 1805 года самоходный земснаряд весом 17 тонн!! был нереально крутым чудом техники, но отношение к автомобилям он имел весьма посредственное. Так что давайте отдадим должное пионеру и новатору, и двинемся дальше, в двадцатые годы двадцатого века.
Как только мир немного оправился от Первой мировой войны, естественное желание жить и развиваться проявилось во всех сферах жизни – от литературы до автомобилестроения.
Пока, печально известный Альфонсо со шрамом наводил страх в Чикаго, разъезжая по городу на бронированном Cadillac с пятилитровым двигателем, в Европе эпоха гедонизма нашла свое воплощение в создании первых концепт-каров. Одним из таких стал Peugeot Motor-Boat Car 1926 (или 1925) года. Информации о нем крайне мало, что породило множество мифов и легенд. И это неудивительно — ведь, глядя на стремительные линии и величественный корпус “повелителя волн”, сложно поверить, что эта машина не более чем рекламная акция, никогда не предназначавшаяся для спуска на воду.
На самом деле это просто деревянный корпус лодки, установленный на шасси Peugeot Type 181, не предназначенный для перемещения по воде. Инженеры Peugeot так заморочились, чтобы привлечь внимание к другому подразделению компании – Peugeot Nautica, производящей яхты и катера. Через десять лет немецкий инженер Ханс Триппель начал разработку всепроходимого автомобиля-амфибии и в 1937 году в серию вышел Trippel Schwimmwagen SG 6.
Несмотря на грозное и трудночитаемое название, машина получилась довольно симпатичной. Шестицилиндровый четырёхтактный силовой агрегат позволял машине легко развивать скорость до 95 км/ч по трассе и до 14 км/час по воде. И это при ширине в 180 см, и высоте 190 см, что сопоставимо по габаритам с Mercedes Gelendwagen. Правда вес у SG6 был сравнительно небольшой – 1660 кг без нагрузки.
На неё очень быстро обратили внимание люди из вермахта, и SG6 получила множество модификаций для военных нужд, став самой массовой амфибией тридцатых – начала сороковых годов, выпускавшейся в Европе. В принципе на этом история гражданских вариантов амфибийной техники прерывается на долгие двенадцать лет. Всё что выпускалось в этой сфере в Старом и Новом свете до 1949 года носило уже сугубо военный характер.
SG6 выпускалась до 1944 года, когда её сменил более лёгкий и дешёвый в производстве Volkswagen Schwimmwagen Type 166, ставший самым массовым на сегодняшний день автомобилем-амфибией. Он был меньше (150 см шириной, 160 см высотой и 380 см в длину) и легче (910 кг, 1345 кг полной массы). При этом имел двигатель объёмом 1,1л. с мощностью в 25л/с, четырехступенчатую МКПП и двухступенчатую раздатку. Полный привод включался только на первой передаче или заднем ходу. Все швиммвагены были оснащены самоблокирующимися дифференциалами ZF на обеих осях. Разгонялась амфибия до 80км/ч по суше и до 10 км/ч по воде.
К середине тридцатых годов очень многим стало ясно, что новой войны не избежать, и военные ведомства разных стран стали к ней готовиться – каждое по своему. Кто-то предпочёл влить, в прямом смысле этого слова, весь бюджет в строительство линии Мажино, не прослужившей по прямому назначению и недели, а кто-то те же бюджеты использовал на развитие технологий.
В Советском Союзе так же шли разработки амфибийной техники, но первые образцы боевой автодрезины (БАД-2) на фордовском карбюраторном двигателе образца 1932 года были признаны УММ РККА неудачными по ряду параметров, и ей на смену в 1933 году пришел плавающий броневик ПБ-4.
На нём уже стоял отечественный двигатель “ГАЗ АА” мощностью 50 л/с, тот самый, что ставился на легендарные “полуторки”, которые всю войну вывозили как могли, и в конце концов вывезли Красную армию к Берлину.
Боевая машина весила пять с лишним тонн, несла экипаж из четырёх человек и могла развить по шоссе скорость до 80 км/ч, по воде- 6-8 км/ч, но сильно грелся двигатель. К тому же подвижность вне дорог с покрытием явно хромала, не смотря на колёсную формулу 6х4.
В итоге выпущено было всего шесть боевых машин, одну из них до сих пор можно увидеть в музее при НИАБТ полигоне в Кубинке.
В начале сороковых годов темой автомобилей-амфибий начинают всерьез интересоваться и американское военное командование. Результатом конкурса, проведённого им в 1942 году становится разработка Ford GPA.
Машина длинной 4620 мм, шириной 2130 мм и высотой 1750 мм обладала колесной базой 2130 мм, весила 1595 кг и могла развить скорость до 89 км/ч по трассе и 8.6 км/ч по воде. Предназначалась она для обеспечения действий разведывательных подразделений, а также для проведения инженерных работ на воде. Но для морского десантирования машинка оказалась непригодной – осадка была гораздо ниже расчётной, а невысокие борта не сдерживали даже небольшую морскую волну. К тому же тяжеленные амфибии вязли в прибрежном песке, который их “сухопутные” братья Ford GPW форсировали легко, весело и со свистом. В итоге американские военные отказались от Ford GPA, и решили передать большую часть машин союзникам. Так СССР получил более 3000 амфибий, сыгравших свою роль в Выборгско-Петрозаводской и других важных операциях Красной армии 1944-1945 годов. Речные волны были ей нипочём, поэтому машина что называется “прижилась” в войсках. Любопытный факт: в батальонах осназа, в которые в основном передавались амфибии, чтобы уйти от неблагозвучной для русского уха аббревиатуры Жэ Пэ А (Джи Пи Эй конечно звучит правильно, но тогда латинские буквы советские граждане читали в латинской же транскрипции) машинку звали просто “Форд-4”. И именно “Форд-4” дал идею и базу для создания ГАЗ-46.
В составе ВС США Ford GPA участвовал в высадке в Нормандии, операции на Сицилии и в современной британо-американской операции “Торч”. А ещё у американцев на вооружение была боевая утка – GMC DUKW. Но это уже тема для следующего материала.
Если вы интересуетесь амфибийной техникой, приглашаем вас на тест-драйв аэролодок Север. Ощутите всю мощь и маневренность современных амфибий.
Материал написан на основе информации из открытых источников: Википедия, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Большая советская энциклопедия.
Продолжение следует…