Что такое болотоход на ободрышах (или обдирышах, как их еще иногда называют)? Если вы когда-нибудь видели самоделку, то понимаете, о чем идет речь. Непременный атрибут колесного вездехода — шины низкого давления (из-за которых сами такие машины в народе иногда называют «пневмоходами») с характерными выступающими грунтозацепами. Многие умельцы изготавливают их самостоятельно: берут шины от грузовика или трактора (кто-то ухитряется достать вертолетные), наносят маркером контуры будущих грунтозацепов, затем прорезают шину по разметке до корда, а лишнюю резину обдирают. Некоторые делают на этом бизнес, поэтому при желании можно даже купить готовые колеса-ободрыши/обдирыши на болтоход. Решение кажется простым и доступным, но надежным его назвать точно нельзя.
Почему ободрыши ненадежны
Любая шина — это сложная многослойная конструкция, где каждый слой выполняет определенные функции. Внешний (протектор) обеспечивает сцепление с грунтом, препятствует истиранию и защищает внутренние слои от разрушения. Расположенный под протектором корд выполняет армирующую функцию, обеспечивая прочность и целостность шины. Способ изготовления самодельных шин основан на нарушении целостности протектора. В результате одиноко торчащие грунтозацепы довольно легко отрываются, а на твердых грунтах или дорожном покрытии моментально стираются. При этом лишенный защиты корд быстро приходит в негодность и шина разваливается.
К разбору очевидных недостатков ободрышей для вездехода следует добавить, что каждая самодельная шина, в отличие от фабричной, будет иметь нестабильные и нерегламентированные параметры. В результате возникает ходовой дисбаланс, который не только ведет к ускоренному износу колес, но и оказывает разрушительное воздействие на ходовую часть машины.
Оправдывает ли себя экономия на шинах?
Единственное достоинство ободрышей — экономия. Однако приведенные выше аргументы ставят ее под сомнение, особенно если учесть отложенные проблемы с ходовой. Также надо понимать, что болотоход на ободрышах — не вполне вездеход, т. к. далеко на нем не уедешь, да и не по всякому грунту он идет одинаково уверенно. А еще практика показывает, что слишком высокий протектор, характерный для ободрышей, может дать обратный эффект. Например, на ковровом болоте, где высокие грунтозацепы легко разрушают собственно ковер. Наконец, способ изготовления самоделок практически исключает возможность получить рабочий вариант бескамерной шины.
Между тем сегодня имеется довольно широкий выбор фабричных шин низкого давления для вездеходов. Правда, и они не одинаковы по своим эксплуатационным параметрам.
Шины для настоящего вездехода
Обычно на вездеходах используют шины диагонального типа. Конструктивно они отличаются каркасом на основе многослойного текстильного корда с четным числом расположенных крест-накрест слоев и двумя бортовыми кольцами. Такой каркас более эластичен и лучше адаптирован к деформациям, что особенно актуально для шин низкого давления. Рассмотрим основные преимущества диагональных шин по сравнению с радиальными:
высокая надежность при эксплуатации в сложных условиях;
повышенная прочность боковин, что особенно актуально для вездеходов;
эффективны на бездорожье, хорошо компенсируют ударные нагрузки при движении по пересеченной местности или по неровной поверхности — камням, ухабам и т. д.; простой ремонт и длительный срок службы.
Недостатки у диагональных шин тоже имеются, но они актуальны в основном для автомобильного транспорта, поэтому останавливаться на них не имеет смысла. А вот свойствам резины внимание уделить следует.
Дело в том, что чаще всего шины низкого давления для вездеходов изготовлены из сельскохозяйственной резиносмеси. Обычно она используется для производства шин сельхозтехники: тракторов, комбайнов и пр. Такая резина обеспечивает хорошее сцепление с мягкими грунтами и не повреждает поверхность, что важно при проведении посевных, уборочных и других видов сельскохозяйственных работ. При этом она мягче и более подвержена износу, что является существенным недостатком для вездеходной техники. Однако есть исключения.
Шины SEVER-TRUCKS — новое слово в производстве вездеходов
Все вездеходы «СЕВЕР» комплектуются бескамерными (tubeless) диагональными шинами низкого давления собственной разработки компании с двухслойным каркасом и протектором из двухслойной резины. Последняя и является главным отличием шин SEVER-TRUCKS, обеспечивая им преимущество в сравнении с продуктами других производителей.
КАЗ «Север» использует шины из карьерной резины, устойчивой к износу и проколам. Они одинаково хорошо чувствуют себя на любом грунте, будь то щебень, песок, лед или болотистая почва. При этом шины SEVER-TRUCKS характеризуются индексом нагрузки 108 и индексом скорости E: это соответствует 1000 кг на колесо при скорости 70 км/час.
Еще одно ключевое отличие — уникальный рисунок протектора второго поколения SEVER-TRUCKS 2.0, разработанный специально для шин низкого давления. Он позволяет увеличить площадь пятна контакта с почвой при движении по сыпучим грунтам, болоту или снегу, а дополнительные грунтозацепы минимизируют вероятность прокола при перемещению по скальнику, тайге и тундре. В комбинации с широким диапазоном регулирования рабочего давления от 0,05 до 0,5 атм (на большинстве моделей управлять им можно из кабины, прямо на ходу.) это обеспечивает машинам одинаково уверенную проходимость как по любым грунтам, так и по грунтовым или асфальтированным дорогам, на которых снегоболотоходы «СЕВЕР» развивают скорость до 70–80 км/ч. Это особенно важно, если вспомнить, что все свои модели компания выпускает в транспортных габаритах и передвигаться по дорогам общего пользования на них можно без специального разрешения.
Благодаря большому водоизмещению шин, снегоболотоходы компании «СЕВЕР» имеют положительную плавучесть и способны не только передвигаться по любым, в том числе ковровым болотам, но и самостоятельно преодолевать небольшие водные преграды. В заводской комплектации все колесные диски по умолчанию оснащаются замками типа beadlock, предохраняющими от потери шин в болоте, где они испытывают максимальное сопротивление трения при минимальном давлении внутри.
В заключение приведем номинальные характеристики шин SEVER-TRUCKS 2.0:
– диаметр — 1600 мм (1300 мм для СБХ «Егерь»);
– ширина профиля протектора — 650 мм (600 мм для СБХ «Егерь»);
– высота рисунка протектора — 15 мм (оптимально одновременно для твердых и слабых грунтов, включая болота и снег);
– посадочный диаметр — 645 мм;
– рекомендуемая ширина обода — 500–550 мм;
– масса шины — 97±2 кг.
Подведем итог. Ободрыши — кустарный вариант вездеходных колес: дешевый, но ненадежный, недолговечный, имеющий ограниченную сферу применения и не позволяющий перемещаться на значительные расстояния из-за риска аварий в пути. Кроме того, использование ободрышей ведет к разбалансировке ходовой части и ее преждевременному выходу из строя, что сводит на нет возможную первоначальную экономию. Поэтому с появлением в свободной продаже современных промышленных шин низкого давления такой вариант потерял актуальность. Компания «СЕВЕР» является одним из лидеров в производстве шин низкого давления для снегоболотоходов. В числе преимуществ шин SEVER-TRUCKS — износостойкая, не склонная к проколам карьерная резина, уникальный рисунок протектора и широкий диапазон изменения рабочего давления, управлять которым можно прямо из кабины снегоболотохода.