Идринское лесничество расположено на юге Красноярского края и занимает площадь около 308 тысяч гектар. Значительная часть этой территории приходится на болотистую местность с многочисленными непроходимыми участками, например в поймах рек Сисим и Алга. Это значительно затрудняло работу лесников, пока лесничество не приобрело снегоболотоход «Егерь» производства Красноярского амфибийного завода «Север».
То что нужно в лесу и на болоте
Отличительная особенность снегоболотоходов «Север» — шины низкого давления собственной разработки компании, изготовленные из износостойкой карьерной резины. На «Егере» они имеют диаметр 1300 мм и ширину протектора 600 мм. Благодаря таким размерам площадь пятна контакта с грунтом значительно увеличивается и давление машины распределяется равномерно. Это не только обеспечивает высокую проходимость по лесу и на болотах, но и позволяет сохранить верхний слой почвы, что особенно важно при работе в природоохранных зонах, которых на территории лесничества несколько.
Еще одно отличие — уникальный рисунок протектора, специально разработанный для шин низкого давления. На шинах SEVER-TRUCKS 2.0 протектор отличается большим числом, площадью и особым расположением грунтозацепов. Причем их высота относительно невелика — 15 мм. Благодаря этому машина уверенно идет по любым болотам, включая ковровые, не разрушая верхний слой и не закапываясь в грунт. А специальные боковые грунтозацепы защищают шины от проколов при передвижении по тайге и по скальнику.
Повышенную проходимость и высокую устойчивость снегоболотоходу обеспечивают независимая трапециевидная рычажно-пружинная подвеска всех четырех колес, а также два ведущих моста «Cевер Дакар» (это тоже собственная разработка компании), оснащенные межосевым и независимыми межколесными дифференциалами с автоматической блокировкой. Под капотом машины — 100-сильный дизель HYUNDAI D4BH.
Грузоподъемность «Егеря» — до 1 тонны, включая 8 пассажиров, для трех из которых предусмотрены спальные места: в них превращаются разложенные сиденья. Благодаря большому водоизмещению колес снегоболотоход способен самостоятельно преодолевать небольшие водные преграды с грузом до 500 кг. Дополнительный топливный бак и экономичный расход топлива (15–20 л на 100 км) позволяют совершать броски на дистанцию до 1000 без дозаправки.
«Егерь» изменил жизнь лесничества
По словам директора Идринского лесничества Василия Гурина, снегоболотоход стал незаменимым помощником при патрулировании территории и выполнении практических любых задач, включая доставку оборудования и грузов в труднодоступные места. Особую роль играет машина в деле профилактики лесных пожаров и ликвидации очагов возгорания. Раньше это было зачастую невозможно, т. к. на колесном транспорте до нужных мест часто не добраться.
Там, где раньше подготовка и транспортировка саженцев занимала несколько дней, теперь нужен всего день или даже меньше. Это дает возможность лесникам более гибко реагировать на перемены погоды и оптимизировать свою работу по восстановлению лесных экосистем.
Еще одна важная задача — контроль лесозаготовок и освобождения лесосек от остатков древесины. С «Егерем» инспекторы лесничества могут оперативно выезжать на места. Даже реки не становятся теперь помехой: снегоболотоход уверенно идет даже там, где вязнет и тонет гусеничный трак. В итоге благодаря внедорожным качествам и надежности машины удалось значительно расширить зону экологического восстановления. В сочетании с дронами, которые сегодня тоже широко используют в лесничестве для мониторинга и контроля, «Егерь» стал основой инновационной стратегии развития лесных территорий.
Появление в арсенале лесничества снегоболотоходов «Север» дало мощный толчок развитию экологических инициатив и предоставило специалистам оптимизировать работу в сложной природно-климатической зоне.