Зима коварна и не прощает ошибок. Даже в средней полосе России поездки по зимнему бездорожью на дальние расстояния требуют немало отваги и особых навыков. Тем более это справедливо для Арктики, где зима по-настоящему сурова, а расстояния между точками пути измеряются сотнями и тысячами километров. Здесь попасть в снежный плен может самый прокачанный джип и даже трехосный грузовой транспорт повышенной проходимости. И только настоящие вездеходы уверенно чувствуют себя на просторах Севера и готовы на дальние броски по бездорожью и зимникам.
Какие опасности поджидают неопытного водителя на Севере
Зимой от аэропорта в поселке Угольные Копи до Анадыря — всего 5 км через замерзший Анадырский лиман. На этом пути нет особых видимых препятствий, но внедорожники вязнут в снегу почти сразу, съехав с трассы. Хорошо, если это случается днем и недалеко от берега. Снег опасен: его плотность неоднородна, а наст не всегда достаточно прочный. Колеса джипов легко вязнут и начинают буксовать, закапываясь все глубже. Самостоятельно из такой ловушки выбраться почти невозможно. Другая опасность — скрытые под снегом наледи, из-за которых даже небольшой подъем становится непреодолимым для обычного транспорта.
А еще погода. В пургу, при шквальном ветре и нулевой видимости, проблемой становятся даже пять километров. Отправляясь же в соседний поселок (а они здесь расположены на расстоянии до 300–700 км), никогда не знаешь, сколько времени займет дорога: пару дней или неделю. Поэтому и транспорт должен быть таким, чтобы в случае чего не замерзнуть в пути.
Машина для снегов и болот
Снегоболотоходы «СЕВЕР-ТРАК» 4х4 и 6х6 неоднократно показали себя как надежный внедорожный транспорт для суровой зимы, в том числе арктической. Огромные (диаметром 1600 и шириной 650 мм) колеса с бескамерными шинами сверхнизкого давления, изготовленные из карьерной резины и имеющие особый рисунок протектора, обеспечивают уверенную проходимость машины там, где обычный транспорт безнадежно буксует: на сыпучих грунтах, болотах и в глубоком рыхлом снегу.
Высокая устойчивость вездеходов и их способность преодолевать серьезные препятствия, в том числе с экстремальным креном, достигается благодаря независимой пружинно-стоечной подвеске с хорошей артикуляцией и межосевому дифференциалу с автоматической блокировкой на всех мостах. При этом наличие двух амортизаторов на каждом из передних колес и по одному на задних позволяют водителю и пассажирам проходить даже самые сложные участки пути, не испытывая дискомфорта.
Полярный вездеход
Специально для полярной зимы конструкторы КАЗ «Север» разработали особую модификацию снегоболотохода 6х6 «Профи-Макс-Арктика». Основой для него стала модель «Профи-Макс» со 152-сильным дизелем Cummins ISF 3.8, мостами от ЗИЛ 131 и ГАЗ 66 и раздаточными коробками Foton. Эта машина грузоподъемностью 2000 кг может перевозить до 14 пассажиров и имеет в кузове 6 спальных мест для длительных путешествий.
Вездеход «Профи-Макс-Арктика» получил усиленную раму и увеличенный на 360 мм в ширину и на 250 мм по высоте кузов со сплошным, включая пол и крышу, утеплением толщиной 40 мм вместо базовых 25 мм. Двери и люки машины также утеплены, а в окнах установлены двойные стекла. Помимо защиты от арктического холода все это обеспечивает прекрасную шумоизоляцию: внутри не слышно ни ветра, ни шума колес. А еще благодаря увеличенной толщине стенок в кабине появилось место для дополнительных бардачков и полочек.
Два автономных отопителя поддерживают комфортную температуру в кабине и кузове, отделенных друг от друга утепленной перегородкой с дверью. Такое решение позволяет поддерживать в них разную температуру. В кабине позади водительского и пассажирского кресла расположена скамейка с мягкой обивкой, которая превращается в отдельное спальное место для водителя. Двигатель полярного вездехода оборудован системой предпускового обогрева, а двери кабины, в отличие от других моделей «СЕВЕР-ТРАК», открываются в направлении движения: чтобы в машину не задувал встречный ветер.
Если в дороге придется взять кого-то на буксир или вытаскивать саму машину, будут не лишними «клыки» от ЗИЛ-131, установленные спереди, и фаркоп от него же на массивном заднем бампере. Кроме того, на всех мостах предусмотрены специальные крепления для стального троса, позволяющие поддернуть вездеход, если он «сядет на пузо».
Дальняя дорога есть дальняя дорога, поэтому в дополнение к основному «Профи-Макс-Арктика» получил дополнительный топливный бак (оба из алюминия): вместе они позволяют пройти без дозаправки до тысячи километров. И конечно же свет: помимо основных тройных фар с линзованной оптикой полярная модель оборудована сдвоенной верхней балкой дальнего света с белой и желтой секциями, а также желтыми противотуманками, позволяющими читать рельеф даже в непогоду.
Полярный вездеход «Профи-Макс-Арктика» — настоящая находка для Русского Севера. Помимо всего прочего, такое решение более рационально, т. к. обойдется дешевле, чем тюнинг стандартной модели под условия Арктики. Характерные для Севера большие расстояния и нехватка дорог стимулируют спрос на эти машины, который постоянно растет, особенно учитывая многочисленные проекты освоения и развития арктических регионов страны.