Снегоболотоходы — техника для решения ответственных задач в сложных условиях. Как правило, это требует достаточной мощности. Однако скорость передвижения на местности со сложным рельефом не может быть слишком высока. Поэтому у любого снегоболотохода расход топлива окажется выше, чем у автомобиля. Тем не менее, это очень важная характеристика, и не только с точки зрения экономии. От расхода топлива снегоболотохода критично зависят расстояние, которое он может преодолеть без дозаправки, и вес перевозимого им полезного груза. В этой статье мы разберемся, что влияет на расход топлива снегоболотоходов и как его оптимизировать.
От чего зависит расход топлива
Снегоболотоходы используются там, где обычный транспорт пройти не может: в тайге и тундре, на сильно пересеченной или заболоченной местности, в горах, на арктическом шельфе и т. д. Основные функции такого транспорта — преодоление непроходимых участков пути, доставка людей и жизненно необходимых грузов в удаленные и труднодоступные районы, организация снабжения населенных пунктов в экстремальных природно-климатических условиях, а также экстренная помощь, спасение и эвакуация людей в зонах стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
При решении подобных задач расход топлива зависит от внешних условий (особенностей рельефа и грунта, погодных условий, веса груза, других факторов) в не меньшей степени, чем от конструкции вездехода. Поэтому для одной и той же машины при неизменных регулировках он может меняться в довольно широких пределах.
Учитывая приведенные аргументы, производители снегоболотоходов обычно не регламентируют эксплуатационный расход топлива. Для разных видов техники он отличается довольно сильно и в среднем может составлять от 5 до 150 (!) литров на 100 км пути. Как правило, в технических характеристиках конкретной модели указан усредненный расход либо диапазон возможных значений. Для некоторых типов машин расход топлива учитывается в пересчете не на привычные автомобилистам километры пути, а на моточасы.
Шасси и двигатель
Все вездеходы можно разделить на две большие группы — колесные и гусеничные. Колесные снегоболотоходы на шинах низкого давления (иные варианты колес рассматривать нет особого смысла) выпускаются с бензиновыми и дизельными двигателями. Расход бензиновых составляет в среднем 15–40 л/100 км, дизельных — 15–30 л/100 км. На все модели снегоболотоходов «Север» в базовом исполнении сегодня устанавливают дизели, т. к. они более экономичны и имеют ряд других преимуществ:
– более высокий КПД;
– пониженный на величину до 30 % расход топлива по сравнению с бензиновыми двигателями аналогичной мощности;
– повышенный (относительно бензиновых) крутящий момент: для вездехода это особенно важно;
– увеличенный ресурс: он существенно выше, чем у бензиновых двигателей;
– экологичность: состав выхлопа менее токсичен.
Именно колесные машины на шинах низкого давления чаще всего называют «вездеходами», т. к. в целом возможности их использования гораздо шире, чем гусеничной техники. Например, снегоболотоходы «Север» не только преодолевают любое бездорожье, но также могут без специального разрешения перемещаться по дорогам общего пользования. Это возможно потому, что все модели вездеходов Красноярского амфибийного завода выпускаются в транспортных габаритах и на дороге способны развивать такую же скорость, как и автомобили — до 70–80 км/ч в зависимости от модели и нагрузки.
Кроме того, в отличие от многих колесных собратьев вездеходы «Север», благодаря увеличенному объему бескамерных шин и легкому алюминиевому кузову, обладают положительной плавучестью и способны не только передвигаться по болотам (включая ковровые), но и самостоятельно преодолевать небольшие водные преграды.
Гусеничные вездеходы также имеют определенные преимущества. К их числу относятся, например, более высокая грузоподъемность (но не в сравнении со снегоболотоходами КАЗ «Север»), а также возможность собирать на основе некоторых моделей плавающие амфибии. Однако сфера применения гусеничной техники ограничена очевидными причинами и конструктивными недостатками:
– большим весом;
– низкой скоростью передвижения: согласно заключению специалистов Идринского лесничества, гусеничная техника затрачивает на перемещение по сильно пересеченной местности (тайга) вдвое больше времени, чем снегоболотоходы КАЗ «Север» на шинах низкого давления;
– высокой вероятностью поломки в пути при перемещении на значительные расстояния: «потерять» ленту в болоте — вполне стандартная ситуация;
– специфической конструкцией трансмиссии (сложный ремонт, высокая стоимость обслуживания);
– гусеницы повреждают верхний слой почвы, что критично для сельхозугодий, заповедников, лесничеств, природоохранных зон и т. д. В особенности это относится к тундровым лесам и лесам на вечномерзлых грунтах;
– гусеницы повреждают дорожное покрытие. По этой причине, а также из-за большого веса гусеничных вездеходов, их нестандартных габаритов, низкой скорости передвижения и увеличенного радиуса разворота гусеничная техника не может передвигаться по дорогам общего пользования (хотя многие производители и указывают в характеристиках скорость «по шоссе»). Это одна из причин, ограничивающих сферу ее применения;
– специфичностью управления;
– и главное: высоким расходом топлива.
Ввиду особенностей эксплуатации, для гусеничных машин его измеряют в пересчете на моточасы. Составлять он может 30–50 л/ч и даже больше. Например, широко используемый гусеничный вездеход-тягач МТЛБ тратит дизтоплива примерно 40-50 л/ч. Если пересчитать это на километры пути, учитывая ходовые качества машины, то получится в среднем 125 л на 100 км. Из-за этого гусеничные вездеходы не способны преодолевать большие расстояния. Например, в Идринском лесничестве радиус зоны патрулирования на гусеничной технике не превышает 15–20 км, тогда как на снегоболотоходах «Север» достигает 70 км.
Ходовая часть
Далее мы не будем отвлекаться на особенности гусеничной техники (это отдельная и довольно специфическая тема), а сосредоточимся исключительно на колесных вездеходах. Количество расходуемого ими топлива зависит не только от типа двигателя, но и от конструктивных особенностей трансмиссии и подвески.
В ходовой части снегоболотоходов «Север» использованы конструктивные решения, повышающие проходимость вездеходов, что естественным образом снижает расход топлива. Например, это пружинно-амортизационная или балансирная подвеска, механизмы самоблокирующегося дифференциала, адаптированные для высоких нагрузок и тяжелых условий эксплуатации мосты от ГАЗ 66, редукторы от ЗИЛ 131, мосты собственной оригинальной конструкции «Север Дакар» и пр.
Также стоит отметить, что вездеходы с колесной формулой 6х6 (которая применяется на старших моделях снегоболотоходов «Север») более экономичны и гораздо неприхотливее в эксплуатации по сравнению с «БТР-образными» машинами 8х8.
Средний расход топлива: сравнительная таблица
Как снизить расход топлива снегоболотохода
Как уже было сказано выше, паспортный расход топлива — это среднее значение. Он зависит от многих факторов и некоторые из них подконтрольны тому, кто эксплуатируем вездеход:
Грамотный выбор маршрута. Твердый грунт и менее пересеченная местность всегда предпочтительнее, они позволяют снизить расход топлива. Конечно, когда иного варианта нет, препятствия приходится преодолевать. Но не стоит делать это специально, если вы не на спортивных соревнованиях. Иногда проще объехать сложный участок или изначально не прокладывать маршрут через него. Все зависит от того, насколько хорошо водитель знает местность;
Погодные условия. В некоторых случаях, например в Арктике, один и тот же путь в условиях непогоды может занять в 5–7 раз больше времени, чем при ясном небе, пусть даже и в полярную ночь. Посмотрите на прогноз: иногда вы сможете добраться до места раньше, выехав на пару дней позже. И топлива меньше потратите;
Оптимизация веса и нагрузки. Большое значение имеет вес самого вездехода. Например, снегоболотоходы «Север» выигрывают у многих конкурентов за счет облегченных алюминиевых кузовов и топливных баков. В любом случае, машину не стоит перегружать, а груз нужно стараться распределять равномерно;
Стиль вождения. Не перегазовывайте, следите за оборотами двигателя, тогда расход топлива будет меньше. И не забывайте, что большинство вездеходов «Север» позволяют прямо из кабины регулировать давление в шинах: это обеспечивает оптимальное сцепление на грунтах различного типа;
Грамотная эксплуатация: старайтесь использовать качественное топливо, следите за уровнем масла в двигателе и трансмиссии, своевременно меняйте масло и фильтры;
Техническое обслуживание: его лучше не пропускать и выполнять все необходимые проверки и работы в соответствии с регламентом.
Расход топлива снегоболотохода зависит от многих факторов. Колесные машины значительно экономичнее гусеничных, а дизельные двигатели — бензиновых. Однако важны и другие параметры: устройство ходовой части, вес вездехода, колесная формула, конструктивные преимущества. Немало зависит от опыта водителя и грамотной эксплуатации. Обращайтесь к нашим специалистам и они помогут вам подобрать снегоболотоход с оптимальным расходом топлива под ваши нужды!