Чтобы добиться максимальной проходимости снегоболотоходов и снизить износ подвески и ходовой части, компания «Север» выпускает шины собственной марки, специально разработанные и адаптированные под низкое давление и эффективные при использовании на любых грунтах. Это позволяет нашим клиентам раз и навсегда отказаться от обдирки шин для вездехода, которая уже стала чуть ли не новым видом спорта среди любителей путешествий по жесткому бездорожью.
«Ободрыши» (или «обдирыши») — так называют самодельные шины низкого давления. Как правило, делают их из резины большого диаметра от какого-то грузового транспорта с изношенным протектором. На старую резину наносят рисунок нового протектора «тракторного» типа, прорезают ее по этим контурам до корда и обдирают все лишнее между намеченными грунтозацепами. Получается что-то типа вездеходных шин с редкими, сильно выступающими грунтозацепами. Операция довольно трудоемкая, но умельцы оправдывают это тем, что резина получается бесплатная. Хотя в последнее время изготовление «ободрышей» превратилось в настоящий бизнес: ими начали активно торговать. И вот здесь логика уже совсем теряется. Мы поясним это, рассказав о том, как делают обдирку шин для вездехода, и вместе с вами взвесим все «за» и «против».
Зачем делают обдирку
Главный мотив мы уже выяснили: это экономия. Шины для вездехода дорогие, поэтому многих привлекает возможность либо получить их бесплатно, изготовив самостоятельно (если конечно затраченное время ничего для вас не стоит), либо купить у умельцев, зарабатывающих на этом. Какой получится экономия в итоге — разберемся чуть позже, а пока рассмотрим другие преимущества ободранной резины:
- Снижение веса. «Ободрыши» — это корд с одинокими выступающими грунтозацепами. Весит такая шина и правда меньше полноценной, что может иметь значение для небольших снегоболотоходов с двигателями малой мощности, в первую очередь самодельных;
- Повышение проходимости. На маленьких и самодельных вездеходах нередко резину от грузовиков или тракторов используют в качестве штатной. Однако она не предназначена для настоящего экстремального бездорожья, поэтому «ободрыши» могут показаться более привлекательным решением, особенно для болотистой и снежной местности. Во всяком случае на первый взгляд;
- Снижение нагрузки на трансмиссию. Опять же, за счет уменьшения веса и повышения проходимости. По крайней мере, так кажется.
Итак, с преимуществами ободранных шин мы разобрались. Но прежде, чем приступать к обдирке, нужно выбрать правильную резину.
Какая резина подойдет для обдирки
Здесь есть три основных ограничения:
- Для обдирки подходит только диагональная резина с синтетическим (текстильным) кордом. Радиальную шину нормально ободрать невозможно и в дороге она моментально развалится;
- Резину обдирают как бескамерную, так и камерную, но ни в коем случае нельзя ставить камеру в бескамерную шину, поэтому определитесь заранее, что именно вы собираетесь делать;
- Не стоит брать совсем «лысую» резину: лучше в обдирку пускать шины, которые хоть и изношены, но еще могут рассматриваться как пригодный для эксплуатации б/у вариант.
В остальном все зависит от ваших потребностей и возможностей. Можно взять тракторные покрышки, например от Т-150 или МТЗ. Также подойдут покрышки для КАМАЗ, КРАЗ, «Урал», «Ураган» или других грузовиков. Некоторым удается достать списанную авиационную резину.
Обдирка шин для вездехода: пошаговый процесс
Оговоримся сразу: резина бывает разная, технологии обдирки тоже, как и используемый инструмент. Мы рассмотрим основные принципиальные моменты и этапы.
Подготовка. Удалите с покрышки грязь, вымойте ее. Независимо от того, какую резину вы обдираете (камерную или бескамерную), вставьте внутрь камеру и получше накачайте ее: так работать будет гораздо легче.
Разметка грунтозацепов. Прежде всего определитесь с рисунком протектора. Они бывают разные: «елочка» без центра, «елочка» с центром, «шестеренка» и т. д. В одних случаях грунтозацепы располагают только по поверхности качения, в других они заходят на боковины. Давать советы мы не будем, т. к. все зависит от выбранной резины и ваших предпочтений, а гарантировать результат мы не можем. Но в любом случае начинать разметку лучше с нанесения экваториальной линии шины (середины поверхности качения). Ориентируя разметку грунтозацепов относительно нее, вы получите наиболее ровный рисунок без смещений. Наносить разметку можно белым маркером (например красковым) или мелом.
Нарезка грунтозацепов. Предварительная нарезка выполняется по нанесенной разметке с помощью ножа (это довольно тяжело, придется попотеть) либо цепной пилы или болгарки (а эти варианты требуют опыта и сноровки). Если режете пилой или болгаркой, то доводить все равно придется ножом, иначе не получится аккуратно и можно прорезать лишнее. При работе по резине ножом используйте мыльный раствор в распылителе, так будет легче.
Удаление бортовых колец. В бортах шин с обеих сторон заключены бортовые кольца — проволочный корд. Колец с каждой стороны может быть по два, а может и по одному. Если не уверены, это можно проверить с помощью гвоздя и молотка. Поставьте гвоздь в середину торцевой части борта и попробуйте забить. Если не идет больше, чем на сантиметр, значит кольцо одно, оно расположено как раз по центру и гвоздь в него уперся. Если же идет свободно, то кольца два и вы попали гвоздем между ними.
Проволоку нужно выдрать, иначе не получится ободрать шину. В случае с двумя кольцами удаляем только внешнее. С помощью ножа или реноватора срежьте наружный угол борта по всему диаметру, чтобы добраться до проволоки. Забейте под нее стамеску, плоскую отвертку с широким жалом или съемник (гвоздодер, ломик и т. п.), подденьте проволоку и вытащите ее (с одного раза может оказаться тяжело вытащить весь жгут, сделайте это в несколько приемов). Выдерните жгут из борта, используя пассатижи или какой-то другой инструмент. Также можно сделать это с помощью лебедки, зацепив жгут крюком. Срежьте ножом образовавшуюся резиновую кромку.
Обдирка. С помощью ножа прорежьте резину на боковинах шины до корда, продолжая линии разметки грунтозацепов. Сделайте надрезы по краю борта, чтобы было удобно захватывать и обдирать резину. Далее можно работать либо вручную, используя мощные клещи (но это потребует недюжинных усилий), либо гейферный зажим с широким прямым захватом, который можно закрепить на трос/цепь электрической или ручной лебедки и тянуть с ее помощью. Захватив сегмент резины, предназначенный для удаления, потихоньку сдирайте его с корда, подрезая ножом по ходу.
Есть один нюанс: иногда обдирают только собственно резину (протектор), но чаще захватывают и несколько слоев корда (четное число), предварительно расслаивая его ножом и подрезая по ходу процесса. Это зависит от того, сколько слоев корда в шине и какое колесо вы хотите получить в итоге — облегченное или более устойчивое к проколам.
Финишная обработка. Используя реноватор или нож, поправьте грунтозацепы и срежьте выступающие острые углы, чтобы они не цеплялись за грунт и препятствия. Обработайте протектор шкуркой, можно использовать ручную шлифмашину (или реноватор). Осмотрите внутреннюю сторону покрышки, удалите оттуда грязь и обрезки, образовавшиеся в процессе обдирки.
Плюсы и минусы «ободрышей»
Вернемся к обсуждению достоинств и недостатков кустарных шин низкого давления. Частично мы их уже рассмотрели и назвали главный — экономию. Теперь присмотримся к ней более внимательно. «Ободрыши», которые вы изготовите сами, обойдутся дешевле всего, особенно если резина вам досталась бесплатно. Но без специального оборудования, должной механизации и опыта вы вряд ли сможете сделать шины приличного качества, особенно на большой вездеход. Если же «ободрыши» покупать, то приличные обойдутся вам в 100–200 тысяч рублей, а это уже сопоставимо со стоимостью новых.
Теперь рассмотрим нюансы эксплуатации:
- Прослужат кустарные шины существенно меньше новых, а значит экономию уже сразу можно уменьшить раза в два;
- Из-за отсутствия сплошного слоя протектора грунтозацепы «ободрышей» имеют неприятное свойство отрываться от корда и отремонтировать их никак нельзя;
- Отсутствие защиты корда, его расслоение и повреждения, неизбежно возникающие в процессе обдирки, ведут к потере прочности и надежности;
- Обдирка не может получиться идеально ровной: это не фабричная шина. Разбалансировка ведет к неравномерным нагрузкам на ходовую и ее преждевременному износу, а это уже более серьезные траты на ремонт, чем экономия на «обувке» для колес.
Добавьте к этому сомнительной привлекательности перспективу застрять из-за поломки где-то в тайге, ведь по большому счету «ободрыши» не годятся для серьезных дальних поездок, тем более для коммерческой эксплуатации. Также стоит отметить, что невзирая на различия в конфигурации формируемых грунтозацепов, все они примерно одинаковы и представляют собой кустарный аналог классического «тракторного» протектора, а он оптимален далеко не для всякого грунта.
Преимущества готовых шин
Готовые шины для снегоболотохода представляют собой проверенное решение с понятными техническими характеристиками и предсказуемым сроком службы. Они намного более универсальны по сравнению с «ободрышами», которые не могут сравниться с ними по качеству и эффективности.
Так, вездеходы компании «Север» оснащены диагональными бескамерными шинами низкого давления, которые имеют уникальный рисунок протектора, разработанный специалистами Красноярского амфибийного завода. Протектор второго поколения SEVER-TRUCKS 2.0 создан специально для работы при низком давлении, он обеспечивает максимальное сцепление на вязких грунтах, таких как снег, болото или песок. Усиленные грунтозацепы протектора снижают риск проколов при движении по скалистым грунтам, тундре или тайге.
Еще одно важное преимущество шин SEVER-TRUCKS — двухслойная карьерная резина, которая устойчива к истиранию и проколам. Эти шины имеют индекс нагрузки 108 и индекс скорости E, что позволяет им выдерживать нагрузку до 1000 кг на колесо при движении со скоростью до 70 км/ч. Регулируемое давление в диапазоне от 0,05 до 0,5 атм (с возможностью управления из кабины на ходу у большинства моделей) обеспечивает отличную проходимость на любых типах грунта, а также на асфальте и грунтовых дорогах, где вездеходы «Север» могут разгоняться до 70–80 км/ч. Кстати, наши снегоболотоходы соответствуют требованиям для дорог общего пользования, поэтому для их использования не требуется специальное разрешение.
Наконец, благодаря высокому водоизмещению шин вездеходы «Север» обладают положительной плавучестью, что позволяет им уверенно передвигаться по топким болотам и преодолевать небольшие водные преграды, в т. ч. с грузом. Все диски в стандартной комплектации оснащены замками beadlock, которые предотвращают потерю шин в грязи и болоте.
Желание собрать вездеход самостоятельно понять можно, ведь часто это не столько необходимость, сколько увлечение. Что же касается шин, то это специфическое изделие, изготовить которое с надлежащим качеством (а оно для вездехода критично) можно только промышленным способом. Поэтому не стоит ли тратить время и силы в расчете на сомнительную экономию — выбирайте шины низкого давления SEVER-TRUCKS и ваш снегоболотоход уверенно преодолеет любое бездорожье