Термин «вездеход» говорит сам за себя: это машина, которая проедет везде. Классический вариант такой машины — полноприводный (4х4) снегоболотоход. Это еще один термин, им обозначают вездеходы-амфибии, предназначенные для т. н. полного бездорожья, включая вязкие грунты, болота, снежную целину, тундру и тайгу. Не любое транспортное средство, называемое «вездеходом» (а это ярлык сегодня вешают на все подряд: от «заряженного» внедорожника или тюнингованного трактора до мотоблока с прицепом), обладает подобной проходимостью. Но вездеходы 4х4 Красноярского амфибийного завода «Север» оправдывают свое название на 100 %. Помимо бескомпромиссной проходимости премиальные снегоболотоходы «СЕВЕР-ТРАК» отличаются комфортабельностью и удобством управления.
Вездеход не на словах, а на деле
Один из секретов всеядности СБХ «СЕВЕР-ТРАК» — шины сверхнизкого давления собственного производства. В отличие от большинства конкурентов, КАЗ «Север» выпускает двухслойные покрышки из карьерной (а не сельскохозяйственной) резины, устойчивой к проколам и истиранию.
Четыре огромных бескамерных колеса создают большое пятно контакта с почвой, обеспечивая высокую устойчивость и равномерное распределение веса машины по поверхности. Благодаря амортизирующим свойствам и особому рисунку протектора покрышки дают хорошее сцепление даже на сыпучих грунтах, в снегу и на болоте, а дополнительные грунтозацепы снижают до минимума вероятность прокола колес при движении по скальному грунту или тайге.
Для удобства движения по сильно пересеченной местности в моделях СБХ «Профи» и «Турист» реализована система подкачки и сброса давления в шинах прямо из салона. Меняя давление в диапазоне от 0,05 до 0,6 атм, водитель может на ходу подстраиваться к особенностям ландшафта.
Форсирование водных преград
Пересеченная местность — это не только холмы и овраги, но также многочисленные ручьи, речки, водоемы, заполненные водой котловины и пр. Снегоболотоход не является плавсредством, но небольшие водные преграды должен преодолевать уверенно. Для этого ему необходима положительная плавучесть. У вездеходов «СЕВЕР-ТРАК» ее обеспечивают колеса с большим водоизмещением. Например СБХ «Егерь» при собственном весе в 2 тонны сохраняет положительную плавучесть с дополнительной нагрузкой до 1000 кг.
Кроме того, конструкторы КАЗ «Север» постоянно работают над снижением веса машин без ущерба надежности и прочности кузова. В частности в последней модификации все три модели вездеходов 4х4 — «Егерь», «Профи» и «Турист» — получили алюминиевые крышки капотов, топливные баки и колесные диски, которые весят вдвое меньше стальных.
Движение по заболоченной местности
Для успешного форсирования болот одной только плавучести мало: здесь нужна повышенная проходимость. Ее обеспечивает межосевой дифференциал с возможностью блокировки для согласования крутящего момента на ведущих мостах. У обычных внедорожников механизм блокировки устанавливают на один из мостов, но у СБХ «СЕВЕР-ТРАК» 4х4 автоматическая блокировка дифференциала реализована на обоих. Помимо преодоления болот она необходима на любых вязких грунтах и на сложных участках с различными препятствиями.
Еще одна проблема — опасность потерять покрышки, в результате чего можно не просто застрять на болоте, но и утопить машину. На вездеходах «СЕВЕР-ТРАК» она решена путем установки на колесные диски замков (beadlock), не позволяющих покрышкам соскакивать с обода при низком давлении и при серьезных ударных нагрузках.
Наконец, для поездок по ковровым болотам (так называют заросшие водоемы большой площади) можно укомплектовать снегоболотоход алюминиевым якорем.
Экстремальная устойчивость
При движении по бездорожью на пути вездехода нередко встречаются разноуровневые преграды. Это может быть что угодно: пригорок, валун, поваленное дерево, канава, размытая дорожная колея и пр. Когда машина наезжает на такое препятствие боковыми колесами, возникает крен, вплоть до потери устойчивости. Способность подвески вездехода сохранять контакт колес с грунтом при движении по сильно пересеченной местности называют артикуляцией.
Хорошая артикуляция — одна из особенностей вездеходов «СЕВЕР-ТРАК». Благодаря независимой пружинно-стоечной подвеске всех четырех колес, каждое из которых имеет по два амортизатора на переднем мосту и по одному на заднем, машины уверенно держат даже значительные боковые крены.
В горку и под горку
Даже на ровном грунте большие уклоны серьезно ограничивают проходимость внедорожной техники. Опасность опрокинуться через себя, особенно на малых скоростях, — не шутка. Но для СБХ «СЕВЕР-ТРАК» это не проблема. Благодаря сниженному центру тяжести и большой колесной базе (3,18 м у «Егеря» и 3,5 м у «Профи» и «Туриста»), а также повышающей устойчивость трапециевидной подвеске машины уверенно преодолевают участки пути с наклоном до 28°.
Не только по бездорожью
Когда говорят о проходимости вездеходов, подразумевают бездорожье: большинство подобных машин не рассчитано на движение по дорогам общего пользования. Однако в случае СБХ «СЕВЕР-ТРАК» сверхпроходимость не имеет и этого ограничения. Все три модели вездеходов 4х4 — «Егерь», «Профи» и «Турист» — выпускаются в транспортных габаритах (шириной 2500 мм), позволяющих двигаться по дорогам общего пользования без получения дополнительных разрешений, оборудованы габаритными огнями, поворотниками и стоп-сигналами, а на бамперах машин даже имеются площадки для крепления номерных знаков.
Колесные вездеходы 4х4 «СЕВЕР-ТРАК» развивают скорость до 80 км/ч и более, поэтому они не создают препятствий другим участникам движения. Высокую устойчивость машин на скорости обеспечивает трапециевидная подвеска, о которой уже шла речь выше. Благодаря простому управлению, реализованному как в обычном автомобиле с МКПП или АКПП (в зависимости от исполнения), водителю не нужно перестраиваться (необходима категория А2 — управление внедорожным транспортом). Поэтому отправиться в путешествие на снегоболотоходе можно прямо от дверей квартиры или дома: машину не нужно транспортировать до места старта и можно держать прямо в городе.
«Егерь»
Это младшая модель в линейке вездеходов 4х4 КАЗ «Север», рассчитанная на увлеченных рыбаков и охотников. Но младшая — не значит маленькая. Трехдверный СБХ «Егерь» имеет габариты 4625 х 2500 х 2565 мм и вмещает восемь пассажиров, а его задние сиденья в разложенном состоянии образуют три спальных места. Просторный комфортабельный салон по отделке и оборудованию больше похож на салон современного внедорожника. Вместительное багажное отделение и багажник на крыше позволяют перевозить грузы весом до 1000 кг.
Под капотом машины установлен дизель Hyundai D4BH мощностью 100 л. с. с МКПП, трансмиссия включает раздаточные коробки Land Cruiser 80 и Hyundai и два моста «Cевер Дакар» собственной конструкции производителя. Вездеход поставляется с колесами диаметром 1300 мм и шириной 600 мм.
«Профи»
СБХ «Профи» — более серьезная машина, которая подойдет для длительных профессиональных экспедиций в любых климатических регионах и погодных условиях. Размер вездехода немного больше — 5135 х 2500 х 2805 мм. Его кузов также трехдверный, но вмещает 10 пассажиров, а разложенные сиденья образуют 4 спальных места. Грузоподъемность — до 1100 кг.
Под капотом у «Профи» стоит 120-сильный дизельный двигатель Cummins ISF 2.8 с МКПП, в конструкции вездехода использованы раздатки Land Cruiser 80 и Foton (как и у «Егеря»), а вот мосты — от ГАЗ 66. Это неудивительно, ведь и колеса здесь тоже побольше — 1600 мм в диаметре и 650 мм шириной. Также выпускается комплектация с бензиновым двигателем TOYOTA 2JZ мощностью 220 л. с., возможна установка АКПП.
«Профи-Пикап»
Это модификация СБХ «Профи» с укороченной двухдверной кабиной, вмещающей водителя и одного пассажира, и тентованным бортовым кузовом. По ходовым параметрам машина аналогична стандартной модели «Профи», включая грузоподъемность 1100 кг. Она станет надежным помощником охотникам на крупную дичь, заготовителям и фермерам, может использоваться в качестве коммерческого транспорта небольшой грузоподъемности, например для доставки продуктов или интернет-заказов в труднодоступные места.
«Турист»
Это самая вместительная модель в линейке вездеходов 4х4 «СЕВЕР-ТРАК», созданная для длительных путешествий в суровых условиях. По габаритам СБХ «Турист» совпадает с «Профи», однако у него пятидверный кузов, а пространство в салоне оптимизировано иначе, что увеличивает вместимость при той же грузоподъемности (1100 кг). В частности сиденья расположены так, чтобы все 11 пассажиров снегоболотохода располагались по направлению движения. Это позволяет с комфортом преодолевать значительные расстояния. Спальных мест в машине четыре.
Двигатель и трансмиссия здесь тоже аналогичны установленным в «Профи», включая возможность установки бензинового агрегата и АКПП.
Вездеходы 4х4 «СЕВЕР-ТРАК» — это настоящие сверхпроходимые амфибии, не уступающие по уровню комфорта и удобству управления городскому автомобилю. Одни из немногих на рынке снегоболотоходов, позволяющие одинаково свободно перемещаться как по тотальному бездорожью, так и по дорогам общего пользования, они станут надежными спутниками в дальних и опасных путешествиях и при этом удовлетворят запросам даже самых взыскательных туристов.