Подарок
"Приведи друга"
Заберите от 100 000 до 500 000 руб., подарив сертификат другу!
Новости и статьи

Вездеходы 8х8: в чем основные преимущества и недостатки?

Вездеходы 8х8 — очень популярная тема. О них пишут и снимают множество обзоров, а на форумах автомобилистов и любителей экстремальных путешествий кипят нешуточные баталии. Машины эти и правда обладают рядом достоинств и заслуживают внимания. Однако эффективность их использования в качестве гражданского — индивидуального, туристического, коммерческого или специального — транспорта вызывает ряд вопросов. Анализ рынка вездеходной техники и опыт эксплуатации нашими заказчиками свидетельствуют в пользу выбранного компанией «Север-Трак» направления на развитие линейки снегоболотоходов с колесной формулой 6х6 и отказа от разработки машин 8х8.

Мода на military

Первое, что бросается в глаза при взгляде на большинство внедорожников 8х8, — они очень похожи на боевые машины или тактический транспорт. А в некоторых случаях прямо на их базе и построены. У потенциального владельца это сразу вызывает уверенность: раз военное, значит надежное и точно не подведет, да и выглядит внушительно. Однако нужно учитывать, что военная техника проектируется для специальных условий эксплуатации и многие ее конструктивные особенности вне боевых ситуаций избыточны.

В частности, конструкторы военной техники используют формулу 8х8 не только (и не столько) из соображений повышения проходимости и грузоподъемности, но главным образом для того, чтобы тяжелая машина с длинной колесной базой сохраняла подвижность и устойчивость даже после подрыва одного или нескольких колес на мине или поражения боеприпасом. Применительно к гражданскому транспорту это бессмысленно. Кстати, боевые машины выпускают и в форм-факторе 6х6.

Особенности конструкции

Непрофессионалу колёсные формулы 6х6 и 8х8 могут показаться «близкими» по сути, но на практике последняя требует принципиально иного подхода к проектированию. Трансмиссия, ходовая часть, система рулевого управления и подкачки шин машин с четырьмя ведущими осями конструктивно сложнее и дороже в реализации, при этом они более прихотливы в эксплуатации, значит поломки будут чаще, а затраты на ремонт — выше. Особенно капризны вездеходы с шарнирно-сочлененной рамой (но это вообще отдельный разговор).

Что же касается вездеходов «СЕВЕР» с колесной формулой 6х6, то с технической точки зрения они имеют существенные преимущества, т. к. отличаются простотой конструкции, основанной на классической схеме компоновки транспортных средств массового производства. Это шасси с продольно расположенным дизельным двигателем, который через муфту сцепления сблокирован с коробкой передач моноблочного типа со встроенным понижающим редуктором (демультипликатором). От коробки передач крутящий момент посредством карданных валов передается через раздаточную коробку на редуктор главной передачи передней оси, на средний мост к проходному редуктору и на задний к конечному редуктору.

Раздаточная коробка оснащена принудительно блокируемым межосевым дифференциалом. Редуктор каждой из осей также содержит дифференциал: редуктор передней оси — дифференциал повышенного трения, а проходной редуктор средней оси и конечный редуктор задней оси — самоблокирующиеся или принудительно блокируемые дифференциалы.

Применение в конструкции снегоболотоходов «СЕВЕР» основных узлов и агрегатов от широко распространенных производителей комплектующих делает технику надежной, облегчает ее обслуживание и ремонт и позволяет эксплуатирующим организациям обойтись без привлечения сторонних высококвалифицированных специалистов.

Проходимость

Проходимость — это комплексный критерий, который зависит от множества факторов:

  • размера и конструкции колес, объема воздушных камер и давления в них;
  • свойств резины, рисунка протектора и конфигурации грунтозацепов;
  • конструкции подвески;
  • конфигурации и эффективности трансмиссии, надежности ее узлов;
  • мощности двигателя;
  • веса машины и т. д.

Производители вездеходов с колесной формулой 8х8 прежде всего ориентированы на эксплуатацию машин на слабонесущих грунтах вне дорожной сети. Однако фактический рынок снегоболотоходной техники и опыт эксплуатации показывают, что в поисках компромисса между снижением удельного давления колес на грунт и увеличением полезного объема салона или грузовой платформы производители вездеходов 8х8 зачастую выбирают второе.

Использование дополнительных навесных агрегатов, повышение общей металлоемкости рамы, кузова и шасси, комфортная отделка салона и исполнение различных требований заказчиков ведут к постоянному увеличению собственной массы машин. В результате снижается запас хода без дозаправки, что компенсируется установкой дополнительных топливных баков или применением гибридных силовых установок. Это еще больше увеличивает собственную массу вездеходов, снижая их грузоподъемность и пассажировместимость. В итоге большинство машин с колесной формулой 8х8 дают сопоставимое с трехосными удельное давление колес на грунт.

Есть у формулы 8х8 и конструктивные недостатки. Например, при четырех ведущих осях эффективность использования межосевых дифференциалов существенно ниже чем на вездеходах 6х6 и 4х4. Не случайно многие эксперты отмечают, что в заболоченной местности четырехосные машины уступают по проходимости вездеходам 6х6.

К сказанному следует добавить, что увеличенные габариты вездеходов 8х8 в сочетании с низкой маневренностью не позволяют им передвигаться по дорогам общего пользования без специального разрешения для крупногабаритных транспортных средств. Это значительно повышает эксплуатационные затраты, в том числе на стоимость доставки вездеходов к месту эксплуатации автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным транспортом.

Почему 6х6 — оптимальный выбор

Формула 6х6 является наиболее популярным и распространенным типом колесного привода грузовых автомобилей и вездеходной техники. Это «золотая середина» по совокупности таких параметров, как стоимость владения, эффективность использования топлива, проходимость и грузоподъемность.

В случае снегоболотоходов «СЕВЕР» колесная формула 6х6 применяется в сочетании с колесами увеличенного размера (1600 х 650 мм) на бескамерных шинах сверхнизкого давления с уникальным рисунком протектора повышенной проходимости и регулируемым давлением. Они производятся из стойкой к износу карьерной резины и обеспечивают прекрасное сцепление с почвой. В частности, на шинах есть боковые грунтозацепы для увеличения пятна контакта и центральное усиление протектора для снижения вероятности прокола.

Давлением воздуха в шинах водитель может управлять прямо из кабины, увеличивая площадь пятна контакта на вязких и рыхлых грунтах или уменьшая площадь контакта и при этом повышая амортизирующие свойства колес при движении по твердой либо каменистой почве. Кроме того, большое водоизмещение колес вездеходов «СЕВЕР» обеспечивают машинам положительную плавучесть даже с грузом.

Благодаря перечисленным свойствам шесть колес снегоболотоходов различных модификаций «Профи-Макс» и «Пикап-Макс» обеспечивают лучшее сцепление с грунтом и большую площадь пятна контакта, чем восемь колес практически любого представленного на рынке вездехода в форм-факторе 8х8. Они одинаково хорошо показывают себя на каменистых и сыпучих грунтах, на сильно пересеченной местности и в болоте. А благодаря большой колесной базе машины сохраняют устойчивость и уверенно забираются в горку под углом до 28°.

Еще одно слагаемое высокой проходимости — трансмиссия. На СБХ «СЕВЕР» 6х6 установлены мосты от ГАЗ 66 в комбинации с редукторами от ЗИЛ 131 и проверенные надежные агрегаты трансмиссии отечественных и китайских производителей. Хорошую проходимость, сцепление колес с дорожной поверхностью и высокую устойчивость вездеходов обеспечивают независимая рычажно-пружинная подвеска передних колес (по два амортизатора на каждом) и рессорно-балансирная подвеска задней двухосной тележки. Под капотами машин — 154-сильный дизель Cummins ISF 3.8.

Поскольку габариты вездеходов «СЕВЕР» 6х6 допускают передвижение по дорогам общего пользования, стоимость и общее время доставки грузов (перевозки пассажиров) такими машинами снижаются  за счет сокращения транспортной цепочки.

Сверхпроходимый супертягач

Отдельного разговора заслуживает модификация платформы «Север» 6х6, получившая название «Профи-Макс-Тягач». Здесь вместо кузова за кабиной установлено седельносцепное устройство для трехосного полуприцепа «Шаланда» собственного производства компании. Вместе с ним длина машины достигает 16,8 м.

В отличие от базовой модели «Профи-Макс», тягач оснащен 217-сильным дизельным двигателем Cummins DCEC 4.5. Допустимая вертикальная нагрузка на седло составляет 6 т, что обеспечивает грузоподъемность полуприцепа до 10 т. Собственный вес машины — 5 т (без полуприцепа). Для эффективного управления такой махиной используется двухконтурная пневмогидравлическая система тормозов у тягача и полуприцепа. Раздельные контуры обеспечивают безопасность и надежность тормозных систем.

Такой снегоболотоходный поезд позволяет перевозить длинномерные грузы как по дорогам общего пользования, так и вне дорожной сети. Тягач обладает превосходными характеристиками по вместительности и грузоподъемности, превышающими возможности вездеходов с колесной формулой 8х8.

Больше — не значит лучше. Снегоболотоходы «СЕВЕР» 6х6 не уступают, а превосходят по проходимости большинство вездеходов 8х8, при  этом они надежнее, экономичнее и проще в эксплуатации. А еще все снегоболотоходы компании «Север», включая седельный тягач, производятся в транспортных габаритах и могут передвигаться по дорогам общего пользования без специального разрешения.

Путешествия на вездеходах

Откройте для себя мир наших путешествий!

Заполните форму, и вы получите самые захватывающие видео о путешествиях на вездеходах "Север".

Вездеходы в наличии и под заказ с индивидуальными требованиями