Задумываясь о вездеходе, многие выбирают между новой машиной и снегоболотоходом б/у, руководствуясь теми же мотивами, что и при покупке подержанного авто: в первую очередь экономией. Но насколько это верно, будет ли приобретение снегоболотохода б/у, таким же выгодным вложением, как покупка автомобиля с пробегом? В каких случаях это оправдано, а когда лучше выбрать новый вездеход? Попробуем разобраться.
Почему выбирают б/у вездеходы
Как показывает статистика, большинство транспортных средств за время своей жизни имеют более чем одного владельца. Например, в 2024 году в России было продано примерно 6 млн подержанных легковых автомобилей — почти в 4 раза больше, чем новых (их купили 1,57 млн штук). Так что покупка б/у авто — распространенная повседневная практика. Чаще всего она обусловлена желанием сэкономить: если сравнить объемы вторичного и первичного авторынка в деньгах, то разрыв будет уже не столь велик — 6,95 против 4,91 трлн рублей за тот же 2024 год. Выходит, что в среднем подержанное авто стоит примерно в 2,7 раза дешевле нового. Экономия налицо.
При покупке снегоболотохода б/у она тоже имеет место и часто является основным мотивом. Но такого существенного разрыва уже не получится. Как правило, подержанный вездеход обходится новому владельцу примерно на 30–50 % дешевле нового. Экономия не такая, как при покупке автомобиля, но все равно ощутимая. Однако не будем торопиться с выводами.
Дело в том, что покупатели подержанных авто чаще всего выбирают модель примерно той же ценовой категории, что и новую. Покупка подержанных машин более высокой категории, например бизнес-класса, вместо новых компактных или гольф-класса — скорее исключение. Это очевидно, поскольку стоимость обслуживания дорогого автомобиля «съест» всю экономию и может оказаться владельцу не по карману.
С вездеходами ситуация иная. Выбор снегоболотохода б/у часто обусловлен именно желанием купить более мощную модель за меньшие деньги. Здесь дело не столько в ценовой категории, сколько в том, что более дорогие вездеходы с более мощными двигателем и трансмиссией отличаются и лучшей проходимостью, а вездеход, в отличие от автомобиля, покупают как раз ради проходимости. Поэтому в случае снегоболотохода экономия чаще всего обусловлена именно желанием приобрести более «продвинутую» модель. Запомним эту мысль, чтобы вернуться к ней чуть позже.
Еще один распространенный мотив вообще не связан с экономией: это желание или необходимость получить машину как можно быстрее. Дело в том, что вездеходная техника не производится конвейерными партиями и не стоит на складах в ожидании своего покупателя. Чаще всего снегоболотоход «Север», который еще только собирается на стапеле, уже кем-то заказан. В 2025 году мы начали строить новое предприятие, но даже после его запуска ситуация вряд ли изменится: количество желающих приобрести вездеход постоянно растет.
Риски при покупке подержанной техники
Итак, с мотивами покупки снегоболотоходов б/у мы разобрались. Теперь посмотрим, чем рискуют покупатели вездеходов с пробегом.
Неизвестная история эксплуатации. В случае снегоболотохода речь идет не о величине пробега или случаях ДТП (что вообще встречается редко). Само назначение вездехода предполагает возможность повышенных нагрузок на все узлы: ходовую часть, подвеску, корпус. Те нагрузки, которые легковой автомобиль испытывает только при авариях, для вездехода вполне могут быть неотъемлемой частью нормальной эксплуатации. Например, если он используется в тайге, в горах, в условиях тяжелого бездорожья. Но далеко не все машины проходят через такие испытания. Определить это на глазок, без серьезного обследования, часто невозможно.
Возможные скрытые дефекты. Они могут быть обусловлены тяжелыми условиями эксплуатации, о которых шла речь выше. Например, если вездеходу часто приходится преодолевать труднопроходимые участки пути, будь то размытые дождями дороги, таежные просеки, заснеженные арктические пустоши, болота, изрытая оврагами пересеченная местность или ухабистые горные плато. Двигатель и трансмиссия на таких участках работают с повышенными нагрузками, а подвеска и корпус постоянно подвергаются ударам, вибрации, воздействию сложных напряжений. В результате машина расходует свой ресурс быстрее. Нередко встречаются также дефекты, обусловленные ненадлежащим техобслуживанием. В отличие от автомобиля, возможность загнать вездеход «на яму» и провести его полную диагностику бывает далеко не всегда. Да и квалифицированных специалистов по амфибийной технике не так много, как хороших автослесарей. По сути, качественно выполнить такую проверку может только сам производитель или его авторизованный партнер.
Повышенные расходы на содержание. Помните, выше мы говорили о том, что покупка снегоболотохода б/у часто обусловлена желанием получить более мощную и проходимую модель за меньшие деньги? Из-за возможных скрытых дефектов и сложностей с проверкой истории эксплуатации нередко выходит так, что вся экономия, достигнутая в моменте, теряется за счет более высоких расходов на эксплуатацию.
Допустим, вы выбрали б/у модель вездехода, который новым от производителя стоит 6,8 млн рублей. Покупка подержанного обошлась вам в 4,5 млн рублей, т. е. в моменте экономия составила примерно 34 %. Скрытые дефекты, если они есть, при интенсивной эксплуатации снегоболотохода проявятся достаточно быстро, часто это происходим буквально в первые месяцы. Закрыть на них глаза будет нельзя. Во-первых, встать где-то в тайге, в сотнях, если не тысячах километров от ближайшего жилья, — так себе перспектива. Во-вторых, вездеход, даже подержанный, — покупка достаточно дорогая, чтобы «потихоньку добивать» его, как старенький автомобиль с пробегом. Да и не выйдет «потихоньку» на тяжелом бездорожье. Придется ремонтировать.
Ремонт двигателя, подвески и коробки, замена резины могут стоить до миллиона рублей (иногда и больше). В итоге в течение первого же года (это в лучшем случае) вы потратите еще миллион на обслуживание машины. Т. е. экономия получилась уже меньше 20 %, и это не считая потерянных времени, сил и нервов. Если же эксплуатация коммерческая или вы планировали использовать снегоболотоход в хозяйстве, то потери еще выше и в итоге может получиться так, что вместо экономии вышел перерасход, причем на б/у машину.
Проблемы с запчастями. Помимо проблем, вызванных собственно необходимостью в ремонте, отдельные трудности могут возникнуть с подбором запчастей. Хорошо, если в конструкции вездехода использованы элементы трансмиссии широко распространенных моделей грузового автотранспорта ведущих отечественных автопроизводителей (ГАЗ, ЗИЛ и пр.), либо детали собственного производства, как у снегоболотоходов «Север». Но нередко бывает и так, что приходится искать какие-то редкие запчасти, в том числе от техники, давно снятой с производства, выпускаемой ограниченными партиями, недоступной для свободной продажи и т. д. Порой запчасти приходится заказывать за рубежом и понятно, с какими проблемами это сейчас сопряжено.
Многие заказывают изготовление нужных запчастей на заказ, при этом они либо получаются слишком дорогими, либо не отвечают требованиям по точности и качеству изготовления, а также по используемым материалам. В лучшем случае деталь кустарного производства просто окажется недолговечной. В худшем — ее использование приведет к выходу из строя сложного механизма: коробки передач, раздаточной коробки, редуктора и т. д.
Вездеходы гаражной сборки. Это отдельная проблема. В рамках штучного производства, невозможно обеспечить высокие точность изготовления и качество обработки деталей, а также стабильные качество и состав материалов (металла и др.), закупаемых мелким оптом и тем более в розницу: гаражные производства используют то, что удается достать. Более того, на двух вроде бы одинаковых изделиях могут быть установлены узлы и механизмы от разных производителей и с различными характеристиками. И конечно, мелкие предприятия не имеют нормально организованной системы контроля качества (чаще всего не имеют вообще никакой). Поэтому даже новая машина, собранная гаражным способом, — всегда кот в мешке. Тем более бывшая в употреблении: такую технику можно сравнить с детищем доктора Франкенштейна.
Отсутствие гарантии. На фоне перечисленных выше проблем эта может показаться несущественной, однако не стоит сбрасывать ее со счетов. Гарантия производителя — это возможность сэкономить на ремонте в случае обнаружения скрытого дефекта. Более того, это еще и возможность получить при необходимости техническую консультацию, что бывает не менее важно. Например, служба поддержки КАЗ «Север» предоставляет такие консультации в круглосуточном режиме, в том числе по видеосвязи, чтобы оказать содействие при поломке в дороге. Причем это относится и к снегоболотоходам б/у, которые продаются либо самим заводом, либо в рамках программы trade-in.
Отсутствие документов. Даже когда машина в порядке, отсутствие документов должно стать поводом для беспокойства. Ведь если окажется, что ее происхождение сомнительно, проблемы возникнут не только у продавца, но и у покупателя (причем гораздо скорее).
Когда покупка снегоболотохода б/у оправдана
Учитывая размер экономии при покупке подержанной вездеходной техники и риски, которые при этом несет потенциальный покупатель, попробуем разобраться, когда такой шаг все же оправдан.
Прежде всего, это случаи, связанные с экстренной необходимостью. Например, по причине изменившихся природно-климатических условий и связанной с этим нужде в перевозке людей или грузов, для быстрой замены техники, вышедшей из строя, для целей экстренного патрулирования лесных или охотничьих угодий и т. п. Также сюда можно отнести ситуации, когда есть потребность в технике, но нет в распоряжении необходимых средств для покупки новой. Кстати, в подобных случаях имеется ряд альтернативных решений. Например, компания «Север» предлагает варианты приобретения новых снегоболотоходов в лизинг на 48 месяцев с авансом в 10 % от стоимости. Подробнее с условиями лизинга можно ознакомиться на нашем сайте.
Также вариант с покупкой снегоболотохода б/у по понятным причинам подойдет тем, у кого есть опыт диагностики и ремонта вездеходной техники. Это могут быть как частники, обладающие необходимым опытом, так и компании, располагающие собственной ремонтной базой и имеющие в штате квалифицированный технический персонал.
Отдельная категория — техника с пробегом, реализуемая надежными владельцами или профессиональными дилерами с историей и репутацией на вторичном рынке. Например, как мы уже упоминали ранее, компания «Север» помимо новой техники продает через различные площадки (Авито и др.) вездеходы, привезенные нашими клиентами на обмен в рамках программы trade-in. Перед тем, как выставить такую машину на продажу, мы проводим ее полную диагностику, обслуживание и ремонт при необходимости, а также объективную оценку стоимости, исходя из реального состояния. Особым спросом пользуются снегоболотоходы с пробегом, которые эксплуатировались самой компанией.
Еще одно преимущество покупки техники с пробегом у компании «Север» — принцип организации производства, в основе которого лежит технология управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM). Это инновационный метод инженерного проектирования, основанного на создании цифровой (виртуальной) модели каждой выпускаемой предприятием единицы техники. Формирование модели предшествует сборке конкретного снегоболотохода, поэтому в ней отражены все особенности его конструкции, вплоть до номеров партий использованных запчастей и истории их происхождения. Далее, в процессе эксплуатации техники, в модели фиксируются все сведения об износе, техобслуживании, поломках, выполненных ремонтных работах, использованных при этом запчастях, вносимых в конструкцию изменениях и т. д. Благодаря этому история машины становится абсолютно прозрачной.
Доверяй, но проверяй: на что обратить внимание при покупке снегоболотохода б/у
Если вы все же решили приобрести подержанную технику и ее история или происхождение вам доподлинно не известны, проверять нужно в первую очередь основные узлы ходовой части вездехода. Начните с двигателя. Если есть возможность, лучше провести его полную диагностику. Сделайте это, даже если доверяете продавцу. Тщательно осмотрите двигатель и проверьте его работоспособность. Вот некоторые признаки, на которые стоит обратить внимание:
– Начните с визуального осмотра двигателя. Наличие явных масляных потеков может говорить о том, что герметичность блока нарушена, а уплотнения высохли и нуждаются в замене. Это лишь один из примеров, могут быть и другие причины протечек. В любом случае, помимо их устранения нужно осмотреть трубки и шланги в моторном отсеке, на которые могло попасть масло. В первую очередь — трубки системы охлаждения: если они в плохом состоянии, то в любой момент может потечь горячий антифриз. Также масло способно вывести из строя газораспределительный механизм (ГРМ).
Кстати, стерильно чистый, вымытый до блеска моторный отсек — тоже повод для беспокойства. Зачастую это говорит о том, что следы протечек хотели скрыть. Чтобы понять это, нужно как минимум запустить двигатель и дать ему поработать;
– Состояние масла тоже говорит о многом. Чернота — о загрязнении двигателя продуктами сгорания, запах гари — о перегреве, обильный осадок в капле масла — о том, что па́ры трения выработаны и остаточный ресурс двигателя может быть невелик, особенно если в осадке присутствуют частички металла, свидетельствующие об износе цилиндров. Если прямо перед продажей масло поменяли, это тоже может говорить о попытке скрыть дефекты (как и вымытый моторный отсек);
– Нормальный уровень масла в двигателе — между соответствующими отметками (min и max). Когда масла мало — есть вероятность протечек. Много — возможно, в масло попадают топливо (например, из-за утечки в топливном насосе) или антифриз (например, из-за трещин в головке блока или при нарушении герметичности теплообменника). Еще одна возможная причина — помятое днище. Проверять нужно щупом, электронные системы не всегда работают корректно. Только не забудьте перед проверкой поставить вездеход на горизонтальную площадку;
– Важный индикатор — цвет выхлопа. В профессиональной мастерской его состав проверяют газоанализатором, но многое можно оценить и на глаз. Например, если выхлоп похож на белый дым и остается таким даже после прогрева двигателя, значит высока вероятность попадания в двигатель антифриза. Также причиной может быть использование некачественного топлива (и если предыдущий владелец ездил на таком постоянно, то кто знает, какие «сюрпризы» вас могут ждать впереди).
Черный выхлоп говорит о неполном сгорании топлива. Причины могут быть разные: сниженная компрессия, неисправная система впрыска, неправильная регулировка свечей, грязный воздушный фильтр и т. д. Нужно поверять.
Помимо белого и черного выхлоп может быть сизым: это свидетельствует о присутствии в составе выхлопных газов сгоревшего масла. Коричневый выхлоп — верный признак высокого износа цилиндров и поршневых колец.
На примере двигателя мы показали, насколько разнообразными могут быть скрытые дефекты и как по-разному они могут проявляться, даже при простом визуальном осмотре. В реальности всевозможных нюансов куда больше, поэтому лучше всего найти квалифицированного специалиста и пригласить его для оценки состояния приобретаемого вездехода. Помимо двигателя пристальное внимание нужно обратить на состояние:
– трансмиссии (например, жженый запах масла — верный признак износа);
– подвески;
– корпуса и рамы (исследуйте их на предмет наличия трещин и следов ремонта);
– шин.
Постарайтесь выяснить реальный пробег машины, причем не только в километрах, но и в моточасах: это не автомобиль, нагрузка и износ вездехода часто не пропорциональны пройденному им пути. И конечно же тщательно проверьте все документы.
Преимущества покупки нового вездехода
Если необходимость в снегоболотоходе не является экстренной, а средства позволяют, то имеет смысл рассмотреть возможность приобретения новой техники. Покупатели новой техники «Север» получают очевидные преимущества:
– Малосерийная заводская сборка с использованием технологии PLM на производстве, сертифицированном на соответствие требованиям системы менеджмента качества ISO 9001, гарантирует отсутствие скрытых дефектов;
– Гарантия производителя и расширенные возможности сервисного обслуживания непосредственно от завода-изготовителя;
– Современные экономичные и экологичные дизельные двигатели с большим ресурсом, элементы трансмиссии от ведущих производителей, рассчитанные на высокие нагрузки и жесткие условия эксплуатации;
– Возможность выбрать комплектацию, в наибольшей степени отвечающую задачам эксплуатации. Помимо базовых опций, КАЗ «Север» предлагает более 100 дополнительных позиций: от рундуков и багажников до системы предпускового подогрева двигателя, дополнительного электрооборудования, навигационного оборудования и т. д.;
– Доступность запчастей и расходников, 85 % которых производятся в России;
– Высокая ликвидность вездеходов Север на вторичном рынке: даже после длительной эксплуатации они теряют в стоимости немного;
– Гибкие условия покупки, включая лизинг, программу trade-in и другие опции;
– Возможность проведения тест-драйва, как на заводе в Красноярске, так и в филиалах компании.
– Доставка техники в любой регион России.
В ряде случаев экономия на покупке снегоболотохода б/у может быть оправданной. Например, если техника необходима срочно или средства для ее приобретения ограничены. Однако в этом случае лучше выбирать вездеход с прозрачный историей и покупать его у проверенного продавца. К примеру, у производителя, реализующего технику с пробегом в рамках программы trade-in. В противном случае мнимая экономия может обернуться дополнительными тратами, а по итоговой стоимости подержанный снегоболотоход будет сопоставим с новым или даже окажется дороже. Поэтому если техника нужна для профессиональных задач, связанных с интенсивной эксплуатацией и высокой нагрузкой, то выгоднее приобрести новую. Для редких выездов и при небольшом бюджете можно рассмотреть вариант б/у, но с тщательной предварительной проверкой. В любом случае, принимать в расчет следует не только цену покупки, но и стоимость владения.